Алексей КузнецовAlexei Kuznetsov Родился 6 сентября 1941 г. в Челябинске. Отец, Алексей Алексеевич Кузнецов-старший (р. 1913) - также известный джазовый гитарист, играл в Государственном Джазе СССР (1938), много лет проработал в знаменитом в 50-е гг. инструментальном квартете под управлением Бориса Тихонова, а также в эстрадно-симфоническом оркестре Всесоюзного Радио и Центрального Телевидения под управлением Юрия Силантьева (1955-62). Мать работала преподавателем иностранных языков в МГПИИЯ им. Мориса Тореза. Кузнецов-младший получил среднее музыкальное образование, закончил московское музыкальное училище им. Октябрьской революции по классу домры. Существует легенда, что домру эту (в начале 60-х в отечественных музыкальных учебных заведениях шестиструнную гитару, при Сталине вовсе запрещенную, еще не преподавали) Кузнецов по сдаче последнего экзамена публично разбил о дерево во дворе училища, но сам он это отрицает - говорит, что домра до сих пор хранится где-то в его московской квартире. После окончания училища Алексей Кузнецов поступил на работу в эстрадно-симфонический оркестр Гостелерадио СССР п/у Юрия Силантьева (там он проработал 13 лет, пока оркестр не превратился окончательно в аккомпанирующий состав официозных эстрадных певцов); с 1975 г. перешел на работу в Государственный симфонический оркестр кинематографии. Джазовая работа Алексея Кузнецова началась еще в 60-е. Уже в 1963 он играет в дуэте с гитаристом Николаем Громиным, ранее - участником легендарного квинтета Вадима Сакуна, с которым Громин первым из советских джазовых гитаристов ездил за рубеж (на варшавский "Джаз-джембори-62", где заслужил опубликованную в Down Beat'е похвалу трубача Дона Эллиса). Первоначально Кузнецов в дуэте с Громиным выполнял подчиненную, аккомпанирующую роль, но уже в конце 60-х дуэт зазвучал на равных. В дуэте с Николаем Громиным Кузнецов работал очень много, выпустил два LP ("Джанго", 1977, и "Десять лет спустя", 1989). В начале 80-х Громин выехал в Данию, где живет и сейчас, но при почти ежегодных приездах в Москву обязательно выступает с Кузнецовым. Кроме работы с Громиным, Кузнецов в 60-е гг. много записывается. Первая его грамзапись - номер на сборнике "Джаз-65" (в квартете пианиста Владимира Кулля). Затем появились записи с Игорем Брилем (первая советская джазовая запись с органом Hammond, на котором играл Бриль!), пианистом Вагифом Садыховым, вибрафонистом Леонидом Гариным. Гитарист участвовал в одной из первых советских симфоджазовых записей - сессиях композитора Алексея Мажукова 1967-69 гг. с участием Игоря Бриля, Геннадия Гольштейна и др. В рамках этих сессий впервые была записана одна из самых известных авторских тем Кузнецова - "Алеша". В 70-е гг. Кузнецов много работал с пианистом Леонидом Чижиком (сейчас живет в Германии). Один из результатов этого сотрудничества - LP "Мелодии Джорджа Гершвина", записанный в трио (Чижик, Кузнецов и басист Алексей Исплатовский). Когда в 1975 г. Кузнецов перешел в Оркестр кинематографии, он создал внутри него джазовый квартет с участием Алексея Исплатовского (контрабас), Игоря Назарука (фортепиано) и Андрея Чернышева (барабаны). Квартет выпустил на "Мелодии" LP "Утверждение", выступал на "Джаз-Джембори-79" в Варшаве (там вместо Чернышева играл поляк Казимеж Йонкиш). Кроме чисто джазовой работы, квартет много работал с известным композитором Мурадом Кажлаевым, став его "штатным" составом для записей и концертов. В начале 80-х Алексей Кузнецов выпускает первую сольную пластинку - "Голубой коралл". Часть ее записана соло, часть - с Исплатовским, Назаруком и другими музыкантами. В 1996 г. этот альбом с добавлением других записей тех же лет был переиздан на CD лейблом SoLyd Records (под названием "Голубой коралл плюс"). В течение 80-х Кузнецов регулярно выступает в разных составах на международных фестивалях в Европе, США (с ансамблем Игоря Бриля), а также в странах Юго-Восточной Азии. В апреле 1988 со своим тогдашним трио (трубач Александр Фишер и контрабасист Анатолий Соболев) впервые в истории играл в прямом эфире для космического экипажа - Владимира Титова и Мусы Манарова, на тот момент работавших в космосе пятый месяц. В конце 80-х выходит еще один альбом - "Концерт в Олимпийской деревне", записанный с вибрафонистом Сергеем Чернышевым (сейчас живет в Мексике), бас-гитаристом Александром Ростоцким и барабанщиком Евгением Рябым. В 90-е гг. продолжает активно выступать в самых разных составах. Работает консультантом Музыкального салона "Аккорд", где ведет регулярные (в 1996-98 гг. - еженедельные!) мастер-классы. В эти годы Алексей Алексеевич получает звание "Заслуженный артист РФ", готовит учебные видеопрограммы ("Гитара в джазе"), издаваемые "Аккордом". Им написан учебник "Из практики джазового гитариста" (1992, второе издание 1993). Наиболее заметные проекты последних лет - первое "Супертрио" (с пианистом Даниилом Крамером и альт-саксофонистом Георгием Гараняном, 1996-97), трио с Даниилом Крамером и валторнистом Аркадием Шилклопером, второе "Супертрио" (с аккордеонистом Владимиром Данилиным и бас-гитаристом Александром Ростоцким), с которым он участвовал в записи выпущенного лейблом Boheme Music альбома "Once I Loved". |