℗ 1980 Мелодия С60 14501-02
℗ 1978 CNR Grammofoonplaten UNW 02682: Dream Melody
Во всем мире есть музыканты — талантливые и часто даже очень талантливые, — которые постоянно записываются на пластинки, чья дискография порой в несколько раз больше, чем у иных «звезд» эстрады, но которые тем не менее остаются малоизвестными широкой публике шумная, громкая слава обходит их стороной Это так называемые «студийные музыканты», аккомпанирующие известным исполнителям. Однако нередко случается, что профессиональный уровень, мастерство студийного музыканта столь высоки, что волей-неволей он становится знаменитым, начинает выступать с концертами, записывать сольные пластинки. Так случилось, например, с бельгийским гитаристом Франсисом Гойя. Франсис Вейер (такое его настоящее имя) родился 16 мая 1946 года в Льеже. Его отец — профессиональный пианист и аранжировщик, известный в Бельгии, с раннего детства стал приобщать мальчика к музыке, не ограничивая его при этом в выборе инструмента. Больше всего Франсиса привлекали фортепиано и гитара, он знал наизусть многие пьесы классического репертуара, и неизвестно, как бы сложилась его судьба, если бы не общее увлечение рок-н-роллом в середине 50-х годов. В ансамбле, куда пригласили молодою музыканта, уже был пианист, и Франсису пришлось довольствоваться гитарой, о чем он, впрочем, никогда потом не жалел. В 1963 году группа, в которой ин играл, «Lei Liberty Six», стала одним из самых популярных непрофессиональных ансамблей среди бельгийской молодежи, а своей виртуозной игрой на гитаре сам Франсис произвел настоящий фурор. К нему всерьез стали присматриваться менеджеры других ансамблей, продюсеры студий грамзаписи, и через два года он получает приглашение присоединиться к известной профессиональной группе «J. J. Band», основное ядро которой составляли студийные музыканты. Группа записала в Бельгии несколько синглов — маленьких пластинок на 45 оборотов — и один долгоиграющий альбом очень тепло встреченные публикой и критикой. Вскоре «J. J. Band» получает приглашение записать диск в Англии, а после этого отправляется в концертное турне по Великобритании Швеции, Дании, Франции и ряду стран африканского континента. Казалось, группа — в зените славы. Восторженные, отзывы прессы, многочисленные предложения выступить с концертами по телевидению, приехать на гастроли. Но Франсис Вейер делает своим коллегам вроде бы неожиданное предложение — снова скрытая в тиши студий «Я стал замечать, — скажет он позднее в одном из интервью, — что наш профессиональный уровень стал резко снижаться Визжащие толпы поклонников — это, конечно поначалу приятно но эти публика редко когда может оценить — особенно во время концерта — действительно мастерски исполненные пассажи, по настоящему красивые пьесы Мы невольно стали подстраиваться под вкусы непритязательной части слушателей, стали терять свое лицо С этим надо было кончать» Чтобы не привлекать излишнего внимания группа изменила название на «Плюс» (а Франсис Вейер стал Франсисом Гойя) и продолжила работу в одной из студии грамзаписи Они перестали давать концерты, сделав лишь несколько исключений для аккомпанирования вокальному трио «The Hearts of Soul», с которым музыкантов связывала давняя дружба. Тем не менее, про Френсиса не забыли. Все чаще он получает приглашения принять участие в записи той или иной пластинки в разных странах Европы, причем выступает он и как джазовый гитарист и как рок-гитарист. У себя дома он организует небольшую студию, где записывает собственные аранжировки, мелодии, композиции. Так появляются обработки пьес, написанные его отцом. В переложении для гитары многие из них получили как бы новое звучание, что натолкнуло музыканта на мысль составить целый диск таких аранжировок. Самой удачной из этих записей была признана «Ностальгия», которая и была выпущена фирмой CNR на первом сингле Франсиса Гойя в ноябре 1975 года в Голландии. А уже в начале 1976 года на прилавках голландских магазинов появился большой диск гитариста, который так и назывался «Ностальгия». И сингл, и большой диск с успехом продавались по всей Европе и во многих странах стали «золотыми», то есть вышли миллионными тиражами. Летом 1976 года Франсис Гойя получает приглашение выступить в Бразилии с серией концертов по местному телевидению. Там он знакомится с народной латиноамериканской музыкой, которая произвела на него очень большое впечатление. Неудивительно, что первую же запись по возвращении на родину он делает под влиянием услышанного и увиденного в Бразилии. «Мария Падилья» — так называет он свою пластинку, которая выходит в Голландии в начале ноября 1976 года. Последнее время Ф. Гойя продолжает давать сольные концерты, записывать авторские пластинки Не прекращает он и работу в студии — советским слушателям знакома пластинка трубача Э. Кэлверта, на которой в качестве аккомпанирующего гитариста выступает Франсис Гойя. За основу настоящего альбома взята пластинка, выпущенная в Голландии в мае 1978 года, которая называется «Мелодии мечты». На ней собраны наиболее популярные пьесы в исполнении Ф. Гойя. Этот диск достаточно полно отражает особенности его творчества. Гитара Гойи — инструмент мягкий, задумчивый. Чем-то по своей манере Гойя напоминает замечательного современного бельгийского гитариста Филиппа Катрина, хотя и не ограничивается, как тот, только джазом. На этой пластинке представлены, например, мелодии из популярных кинофильмов — «История любви», «Эльвира Мадиган», «Запрещенные игры», «Грек Зорба» Увлечение в детстве классической музыкой помогло гитаристу в работе над этими записями: тема «Эльвиры Мадиган» — это обработка медленной части 21-го фортепианною концерта Моцарта, а «Запрещенных игр» — аранжировка старинного испанского романса «О любви». Записаны на этой пластинке и две хрестоматийные пьесы из репертуара гитаристов всего мира — «Аранхуэсский концерт» X. Родриго и «Облака» Дж. Рейнхардта. Франсис Гойя не стремится сказать какое-нибудь собственное слово при исполнении этих композиций. Их играли и записывали на пластинки уже десятки, если не сотни, раз. У него другая цель — с помощью гитары и сопровождающего ее оркестра создать настроение, не поразить слушателя техническим мастерством, а передать ему настроение исполнителя. Поэтому у него оркестр не служит лишь фоном. Оркестр и гитара — полноправные партнеры, поддерживающие и дополняющие друг друга. В Бельгии традиции игры на гитаре очень сильны. Самый известный джазовый гитарист мира, например, Джанго Рейнхардт — бельгиец, о Филиппе Катрине мы уже говорили, Можно смело сказать, что в лице Франсиса Гойя в Бельгии появился одаренный эстрадный гитарист, пользующийся известностью во всем мире. — А. Гаврилов. |