Modry EfektThe Blue Effect, M. Efekt 3 октября 1968 года 22-летний гитарист и композитор Радим Хладик (Radim Hladik) покинул пражскую ритм-энд-блюзовую группу The Matadors, с которой проработал около трех лет. Менее чем через два месяца его новая уникальная группа The Blue Effect, дала первый концерт. Уникальность группы будет состоять в том, что она не только начнет искать новые музыкальные формы, экспериментировать с различными направлениями популярной музыки (биг-бит, блюз, ритм-н-блюз, джаз, хард-, прогрессив-рок), менять свою стилистическую принадлежность от альбома к альбому, даст мощный импульс развития рока в Чехословакии, но и в частых сменах собственного названия, а лидеру группы Радиму Хладику будет суждено стать ведущим гитаристом страны и, пожалуй, самым влиятельным во всей Восточной Европе. Изначально группу решили назвать The Special Blue Effect, но перед первым же выходом на сцену клуба “Music F”, где он состоялся, имя сократили до The Blue Effect, которое не имело ничего общего с ритм-энд-блюзом, а являлось своеобразной ссылкой на “голубую книгу” – документ, дававший его обладателю освобождение от обязательной двухгодичной службы в Чехословацкой Армии. Вторым гитаристом стал Милош Свобода (Milos Svoboda). Из группы New Force в новый коллектив пришли бас-гитарист Иржи Козел (Jiri Kozel) и барабанщик Владо Чех (Vlado Cech). Пятым участником группы стал Владимир Мишик (Vladimir Misik), с которым Радим Хладик был знаком по совместной работе в The Matadors. Первоначально основой музыкальных композиций The Blue Effect стал ритм-энд-блюз, блюз, хард-рок. Звучание новой группы стало отличаться жесткостью и динамичностью. Первый успех пришел к новой формации довольно быстро. 22-23 ноября 1968 года в пражском зале “Люцерна” состоялся Второй Чехословацкий Бит Фестиваль, участниками которого стали и The Blue Effect. Результаты были ошеломляющими. Радим Хладик был признан лучшим музыкантом фестиваля (чуть позже он был назван лучшим гитаристом Чехословакии 1968 года), Владимир Мишик – вторым вокалистом фестиваля, его инструментальная пьеса “Slunecni hrob” (“Солнечная могила”) была названа лучшей композицией фестиваля, а сама группа – лучшей новой группой. В феврале 1969 года The Blue Effect записал первые шесть композиций, составившие основу SP “Slunecni hrob” и EP “Blue Taxi”, вышедшие на фирме Panton годом позже. После первых быстрых удач у группы возникли и первые проблемы. С апреля по август 1969 года коллектив записал свою первую долгоиграющую пластинку “Meditace”. Однако во время записи музыкантам пришлось заменить некоторые оригинальные тексты Владимира Мишика, написанные в соавторстве с Ярославом Хуткой. Чиновники от искусства сочли их “идеологически невыдержанными”. Увы! 1969 год был первым годом после печально известных событий в Праге. Новым партнером группы стал известный в Чехословакии поэт-песенник Зденек Рытирж. Альбом "Meditace", включавший в себя десять композиций, вышел в свет в 1970 году, а годом спустя вышла англоязычная экспортная версия этого же альбома под названием “Kingdom Of Life", хорошо известная советским слушателям первой половины 70-х. Англоязычные версии текстов были написаны Карелом Козелом (отец Иржи) и Иржи Сметаной, с которым The Blue Effect будет связан долгие годы творческим содружеством. Весной 69-го группу покинул Милош Свобода, а годом позже ее покинет и Владимир Мишик, чтобы начать собственную сольную карьеру. В последствие он создаст несколько коллективов, самыми успешными из которых станут Flamengo и ETC Band. Его место занял Лешек Семелка (Lesek Semelka), который был еще и исполнителем на клавишных инструментах. Часть композиций альбома “Kingdom Of Life" была перезаписана с использованием вокала Лешека. Следующий альбом группы был огромным сюрпризом для ее поклонников и слушателей. Объединившись с джазовым коллективом Jazz Q Praha, группа записала и выпустила третий альбом – “Coniunctio”. The Blue Effect и Jazz Q Praha в этот момент были признанными лидерами рок-музыки и фри-джаза в Чехословакии, соответственно. В начале 70-х это был смелый эксперимент в области слияния рока и джаза. Таким образом, два ведущих чешских коллектива стали пионерами нарождающегося стиля джаз-рок не только в Восточной Европе, но и в мире. Примечательно, что уже на первых альбомах проявился гитарный гений Радима Хладика. Для любителей рок-музыки Чехословакии Радим стал такой же культовой фигурой, как Эрик Клэптон для Британии или Джими Хендрикс для США. Обращение к джазовой тематике нашло отражение в последующих работах коллектива. В 1971 году группа выпустила свой четвертый альбом - “Nova synteza”. На сей раз партнером стал джаз-оркестр Чехословацкого радио, руководимого дирижером и композитором Камилом Халой. На альбоме были записаны пять инструментальных композиций, написанные Хладиком, Халой. Впервые проявились композиторские способности Лешека Семелки. Этот же год ознаменовался сменой названия. В очередной раз деятели культуры приняли нелепое решение, согласно которому, группы, имевшие англоязычные названия, должны были сменить их на чешские. Таким образом, The Blue Effect превратился в Modry Efekt. В 1974 году в продажу поступил пятый альбом группы – “Nova synteza 2”. Это было продолжением сотрудничества с Камилом Халой и его оркестром. В отличие от предыдущей работы на пластинке зазвучал хрустальный голос Лешека Семелки. Было заметно возросшее мастерство владения гитарой Радимом. Перед записью альбома произошла очередная замена музыкантов. Одного из основателей группы Иржи Козела сменил Йозеф Кустка (Josef Kustka), который пел и играл на электрической скрипке. Название группы Modry Efekt укоротили до M. Efekt. 1974 год ознаменовался выходом еще одного инструментального альбома под названием “Modry Efekt а Radim Hladik” (в СССР этот альбом более известен как “A Benefit Of Radim Hladik” – экспортный релиз 1975 года). В записи альбома приняли участие два замечательных музыканта Мартин Кратохвил (Martin Kratochvil, клавишные) и Иржи Стивин (Jiri Stivin, флейта) из Jazz Q Praha. Однако этот альбом был лишен джазового звучания, но в нем наметились новые формы, которые были воплощены в последующих работах группы. Следующий альбом поклонникам пришлось ждать 3 года. К этому времени в группе произошли очередные кадровые замены. Ушел Йозеф Кустка, на смену которому пришел Федор Фрешо (Fedor Freso), бас-гитарист, участник арт-роковой группы Collegium Musicum. В 1977 году на фирме Opus (Словакия) вышел очередной альбом “Svitanie” ("Рассвет"). На некоторое время группу покинул Лешек Семелка, который организовал свой проект под названием Bohemia (было выпущено несколько "синглов" и LP "Zrnko pisku" (Panton 1978)). На время ухода Лешека новым участником M. Efekt стал Олдржих Веселы (Oldrich Vesely) - экс-лидер, клавишник и вокалист группы Synkopy. В 1979 году в свет вышел очередной альбом – “Svet hledacu” ("Мир искателей"). В группу вернулся Лешек, однако ее покинул Федор Фрешо. Таким образом, в группе стало два клавишника, причем Лешек с помощью своих инструментов сумел заменить бас-гитару Федора. Именно такая странная замена позволила группе перейти от жестких хард-роковых, блюзовых схем к более мягким, но не менее привлекательным формам прогрессивного рока. К 1981 году М. Efekt остался втроем – группу покинул Олдржих Веселы. В таком составе был записан последний альбом, названный просто – "33". Группа распалась окончательно. Радим занялся сольным творчеством. Лешек и Владо организовали новую группу - SLS, названную по имени Лешека Семелки, которая в первой половине 80-х годов 20-го столетия выступила с гастролями на территории бывшего СССР. — Rinat Ibragimov. |