The Guess WhoChad Allan & the Reflections, The Guess Who? Канадская рок-группа. Добилась в начале 70-х годов не только национального, но и — благодаря своей знаменитой песне American Woman — всемирного успеха. Родилась осенью 1962 в Виннипеге при слиянии двух самодеятельных групп — появившихся в 1959 ALLAN & THE SILVERTONES и созданных годом позже THE VELVETONES. Первую из них представляли Чад Аллан (Chad Allan, p. в 1945, Виннипег, настоящее имя Аллан Кобель (Allan Kobel); гитара, вокал), Джим Кэйл (Jim Kale, p.11 августа 1943, там же; бас) и Боб Эшли (Bob Ashley; фортепьяно), а вторую Рэнди Бэкмен (Randy Bachman, p. 27 сентября 1943, там же; гитара, вокал) и Гэрри Петерсон (Garry Peterson, p. 26 мая 1945, там же; барабаны). Поначалу они назвались CHAD ALLAN & THE REFLECTIONS. Чтобы хоть как-то выделиться на фоне многочисленных конкурентов, группа организовала хитроумный авиамост между Лондоном и Виннипегом, получая от одного из знакомых Аллана, учившегося в Англии, через двух стюардесс международных линий свежие синглы Клиффа Ричарда и THE SHADOWS, которые на зависть соперникам исполняла «один к одному» сразу же после появления их в британских чартах! Помимо собственных концертов, группа периодически аккомпанировала местной певице Кэрол Уэст (Carol West). В марте 1963 они совершили паломничество в Миннеаполис, ближайший к ним большой город, где записали свой первый сингл “I Just Didn't Have The Heart”. “Canadian-American Records” издала его, но по ошибке часть тиража оказалась снабжена этикеткой “Tribute To Buddy Holly”. Эта неразбериха привлекла к «сорокапятке» дополнительное внимание. Она стала хитом на местной радиостанции, что позволило группе подписать контракт с самой солидной канадской фирмой “Quality Records”, издавшей в декабре еще один домашний хит Shy Guy. А в январе 1964 приятель прислал THE REFLECTIONS первый альбом BEATLES, и они сразу сообразили, что надо делать дальше. Челки были зачесаны в нужном направлении, пиджаки приведены в соответствие с изображением на обложке, а гитары “Gretsch” и “Jazzmaster” уступили место подержанным «рикенбэйкерам». Первой работой в новом качестве стал сингл “A Shot Of Rhythm And Blues” в версии Джерри Марсдена, который (ввиду того, что еще одни THE REFLECTIONS в то же самое время сделали хит в канадских чартах) был издан под именем THE ORIGINAL REFLECTIONS. Чтобы избежать дальнейшей путаницы, Аллан и Бэкмен решили поменять имя более радикально и стали называться CHAD ALLAN & THE EXPRESSIONS. В мае 1965 их версия “Shakin' All Over” Johnny KIDD & THE PIRATES, без ведома группы выпущенная “Quality” под псевдобританским названием THE GUESS WHO?, стала номером первым в Канаде. Права на пластинку тут же перекупила нью-йоркская фирма “Scepter”, которая издала ее в США, где она достигла 22-й строки. Месяцем позже группа уже отправилась в турне по Америке, сопровождая THE TURTLES и THE CRYSTALS. Во время одного из этих концертов менеджер THE CRYSTALS по ошибке взашей вытолкал Эшли со сцены. Обиженный пианист тут же бросил группу. На его место был в срочном порядке приглашен клавишник и певец виннипегской группы THE DEVERONS Бертон Каммингс (Burton Cummings, p. 31 декабря 1947). В новом составе (но под старым названием) группа записала еще один канадский номер “Tossin' And Turnin'”, после чего “Scepter” выпустила в США ее дебютный альбом, на обложке которого оба имени фигурировали через тире. На протяжении 1965—66 квинтет непрерывно гастролировал, используя (по просьбе “Scepter”, видевшей в этом залог успеха) название THE GUESS WHO, но ни один из ее следующих синглов не был удачен (хотя баллада Hurting Each Other позднее была № 2 у THE CARPENTERS). Едва не потерявший голос Чад Аллан ушел. Сменивший его Брюс Деккер (Bruce Dekker) из THE DEVERONS задержался лишь на полгода, переложив вокальные обязанности на Каммингса. В начале 1967 канадский сингл группы “Hey Girl” — благодаря поддержке пиратского радио — поднялся до 45-й отметки в Британии. Приглашенные на гастроли THE GUESS WHO оказались в клубке контрактуальных проблем и вернулись домой не солоно хлебавши: с 25 тыс. долларов долга. В 1968 контракт с “Quality” иссяк. Группа кое-как перебивалась, выступая в телешоу CBC-TV “Where It's At” (опять с Чадом Алланом, который был его ведущим у микрофона), где ее увидел менеджер Джек Ричардсон. Он помог THE GUESS WHO сделать на MGM рекламный альбом для Coca Cola, оплатил запись диска с оригинальным материалом и зарегистрировал для его издания собственный лэйбл “Nimbus 9”, для чего ему пришлось заложить свой дом и все имущество. Лишь третья «сорокапятка» “Nimbus 9” с номером Бахмана и Каммингса “These Eyes” в мае 1969 возглавила канадские чарты и была 6-й в США. Группу сразу же перекупила всемогущая RCA. На протяжении следующего года THE GUESS WHO побывали в списках с “Laughing” (№ 10), “Undun” (№ 22), “No Time” (№ 5), а ровно год спустя, в мае 1970 на три недели оккупировали вершину чартов с двухсторонним синглом “American Woman”/“No Sugar Tonight”. Наконец-то THE GUESS WHO стали звездами. Несмотря на постоянное давление со стороны RCA, которая требовала, чтобы музыканты перебрались в Лос-Анджелес, THE GUESS WHO продолжали держаться «корней». Тем не менее, неизбежная шумиха, окружавшая группу после прорыва в Высшую лигу, вызывала серьезное недовольство у воспитанного в семье мормонов Бэкмена. Именно религиозные соображения вынудили его уйти в июле 1970. Позднее он воссоединился с Алланом в BRAVE BELT, а еще позже добился еще большего успеха с BACHMAN-TURNER OVERDRIVE. Его место в THE GUESS WHO заняли два гитариста, Курт Уинтер (Kurt Winter, p. 2 апреля 1946) из еще одной нимбусовской группы BROTHER и Грег Лескив (Greg Leskiw, p. 5 августа 1947) из WILD RICE. Суммарный тираж записей группы в 1970 достиг пяти миллионов. Практически все ее синглы и альбомы продолжали занимать высокие места в списках. Той же осенью они даже выступали в Белом Доме, хотя Патриция Никсон лично попросила их не петь American Woman как песню, «оскорбляющую чувства американских женщин»! В зале присутствовали принц Чарлз и принцесса Анна. В 1970-1971 в чартах побывали “Hand Me Down World” (Каммингса и Лескива, № 17), “Share The Land” (№10), “Albert Flasher”/“Broken” (№ 29), “Rain Dance” (№ 19) и т. д. В апреле 1972 Лескив ушел и собрал MOOD JGA JGA, с которыми записывался для “Warner Bros”. Ему наследовал Дон Макдугалл (Don McDougall, p. 5 ноября 1947) из Виннипега. Лишенные мелодического дара Бэкмена, THE GUESS WHO начали постепенно сползать к нижнему краю Топ100. Лучшим результатом этого периода стало 39-е место альбома “Live At The Paramount”, записанного на концерте в Сиэттле. В октябре 1972 Джим Кэйл вернулся в Виннипег, где записывался с SCRUBALOE CAINE, а затем собрал JIM KALE BAND. Его место занял Билл Уоллес (Bill Wallace, p.18 мая 1949) из BROTHER. В апреле 1974 группа неожиданно вернулась в Топ50 с номером “Star Baby” (№ 39), однако, сразу же после его выхода Каммингс, сохранявший полный контроль над группой, уволил Уинтера и Макдугала, на место которых был взят знаменитый Доминик Трояно (Domenic Troiano, p. в 1945, Модуньо, Италия, но вырос в Торонто) из JAMES GANG — первый и последний участник THE GUESS WHO, не связанный с Виннипегом. В сентябре 1974 они сделали нетипичный для своего рок-н-ролльного образа поп-хит “Clap For The Wolfman”, посвященный известному в США ди-джею Вулфмену Джеку, построенный на его радиорепликах (№ 6). В декабре их “Dancin' Fool” стал № 28 и последним хитом в истории группы. Летом 1975 Уоллес принял решение уйти из группы и Каммингс, выбрав единственно верный ход, объявил «прощальное» турне по Северной Америке. Оно состояло из 75 концертов и завершилось впечатляющей кодой в Монреале 7 сентября, после чего музыканты разошлись кто куда. Два месяца спустя Бертон Каммингс начал сольную карьеру. Петерсон собрал группу DELPHIA, а позднее аккомпанировал Каммингсу и Бэкмену. Уоллес «джемовал» с местными музыкантами, Дом Трояно собрал собственный бэнд. Остальные попросту исчезли. В 1977, после того как интерес к альбому “The Greatest Of The Guess Who” вернул внимание публики к имени группы, CBC-TV посвятила ей спецвыпуск, собрав на своей сцене Кэйла, Петерсона, Макдугала и Уинтера под именем THE GUESS WHO. Годом позже, и без Петерсона с Уинтером, которых сменили Вэнс Мастерс (Vance Masters; барабаны), Дэвид Инглис (David Inglis; гитара) и Ралф Уоттс (Ralph Watts; клавишные, гитара), группа записала не имевшие успеха альбом “All This For A Song” и сингл “Sweet Young Thing” для независимого лэйбла “Hilltack”. В 1979 Уоттса сменил Дэвид Параж (David Parasz; труба). На протяжении 80-х годов по Среднему Западу и Канаде колесили (и даже записали несколько маргинальных альбомов для “Hilltack” и “El Mocambo”) THE GUESS WHO, уже не имевшие отношения к самой легенде. В ее рядах, правда, оставался Джим Кэйл; иногда к нему присоединялся Петерсон (который в 1983—89 был также участником реставрированных BTO). В 1989 их партнерами по группе были Кен Картер (Ken Carter; вокал), Дэйл Расселл (Dale Russell; гитара) и Майк Хэнфорд (Mike Hanford; клавишные). В том же году группа приняла участие в ривайвл-туре программы “Bandstand” Дика Кларка. — Андрей Бурлака. |