TSK Laboratory. Home ecyclopedia of music collections.
Наутилус Помпилиус

Наутилус Помпилиус

Nautilus Pompilius

Когда-нибудь при составлении хронологических таблиц истории советского рока рок-критики, возможно, отметят 1988 г. как "год "Наутилуса".

И действительно, в течение двенадцати месяцев эта прежде известная лишь знатокам магнитофонного рока группа из Свердловска впервые приехала в Москву, моментально смешав и перепутав все столичные табели о рангах, потрясла журналистов как официальных, так и независимых журналов, записала альбом в одной из наиболее респектабельных студий столицы, объехала страну, сопровождаемая шлейфом восторгов, скандалов и истерик, прошла через мучительные и подвергавшиеся детальному обсуждению всюду изменения в составе и, наконец, распалась ровно через год после своего триумфа на декабрьской "Рок-панораме-87".

Однако история "Наутилус Помпилиус" не начинается и не кончается его московской эпопеей. В 1978 г. студенты-архитекторы Слава Бутусов и Дима Умецкий организовали свою первую группу и записали на магнитофон свой первый "альбом". Шли годы, менялись имена участников и названия их проектов, стиль и темы песен, но тандем Бутусов-Умецкий сохранял стабильность. В 1982 г. они стали "Наутилусом", год спустя под руководством многоопытного Александра Пантыкина из "Урфина Джюса" записали альбом "Переезд". В 1985 г. к названию добавилось слово "Помпилиус" (чтобы избежать путаницы с московскими тезками, которые по иронии судьбы вскоре сменили имя на "Шанхай"), а к дискографии - альбом "Невидимка", который многие ценители считают их лучшей работой и по сей день.

Успех начал подбираться к "Наутилус Помпилиус" исподволь: бурный прием на I фестивале Свердловского Рок-клуба, альбом "Разлука", совершивший переворот в умах молодых людей, впечатляющее выступление на академически респектабельной "Ленинградской Музыкальной Весне" рядом с уже тогда легендарным "Аквариумом", аплодисменты на фестивалях в Черноголовке и

Подольске, наконец, "Рок-Панорама"…

К этому моменту состав группы значительно расширился: к первоначальному дуэту Вячеслав Бутусов (гитара,вокал) и Дмитрий Умецкий (бас) в 1986 г. добавился клавишник Виктор Комаров, а затем - один за другим - Алексей Могилевский (сакс, клавишные, вокал), Алексей Хоменко (клавишные), Альберт Потапкин (ударные). В сентябре 1987 г. ушедшего в армию Потапкина сменил Владимир ("Зяма") Назимов. В январе следующего года во время работы в студии "Синтез" с "Наутилус Помпилиус" расстался Умецкий, которого заменил Виктор Алавацкий. Сначала на записях, а потом и на сцене основные гитарные партии за Бутусова начал исполнять звукооператор "Наутилус Помпилиус" Владимир Елизаров, однако в августе "на помощь" ему пришел экс-гитарист "Урфина Джюса" Игорь ("Егор") Белкин. Значительную роль в определении художественной концепции "Наутилус Помпилиус" сыграл автор текстов Илья Кормильцев, чей своеобразный поэтический мир оказался необычайно созвучен нервной, хрупкой мелодике Бутусова.

Еще в самодеятельную эпоху "Наутилус Помпилиус" стали героями нескольких короткометражных лент свердловского режиссера А. Балабанова. В 1988 г. другой свердловчанин, В. Хотиненко включил фрагмент выступления группы в свою ленту "Зеркало для героя" - по его воле именно на концерте "Наутилус Помпилиус" должны были познакомиться главные герои. Примерно в то же время финская киножурналистка М. Мюккекен сняла документальный фильм "Серп и гитара" ("Из России с любовью"), центральное место в котором отвела именно "Наутилус Помпилиусу". В августе 1988 г. Бутусов посетил премьеру фильма в Хельсинки, а месяцем позже вся группа совершила двухнедельное турне по Финляндии.

И все же группа распалась. Изнурительные гастроли, закулисные махинации околоэстрадных дельцов и персональные проблемы превратили "Наутилус Помпилиус" в недееспособный организм, и 22 ноября 1988 г. Бутусов объявил, что увольняет всех музыкантов. Белкин вернулся к работе с Настей Полевой, Могилевский создал собственную "Ассоциацию", а Хоменко и Елизаров организовали "Студию НП", в которой не только реализовали собственные сольные проекты (в них, кстати, задействованы почти все экс-члены "Наутилус Помпилиус"), но и занялись продюсированием других свердловских групп ("Чайф", "Настя", "Агата Кристи", "Сама по себе").

В то же время Бутусов восстановил партнерство с Умецким и, укрывшись от назойливого внимания прессы на даче приятеля под Москвой, готовил новую программу, премьера которой была намечена на сентябрь. Летом они перебрались в Ленинград, где получили несколько заказов на музыку для театра и кино. В записи демонстрационной ленты им помогали гитарист "Телевизора" Александр Беляев и барабанщик "ДДТ" Игорь Доценко. В октябре 1989 г. ЦК ВЛКСМ объявил о присуждении "Наутилус Помпилиус" премии Ленинского комсомола, но Кормильцев, официальный "спикер" группы, сообщил, что они отказываются принять ее. Последовали новые пертурбации, и вот, в ноябре 1989 г., Бутусов наконец сформировал новый "ленинградский" состав "Наутилус Помпилиус", в который помимо него и Кормильцева вошли А. Беляев (гитара), Игорь ("Гога") Копылов (бас, "Петля Нестерова") и Игорь Джавад-заде (барабаны, экс-"Арсенал").

В 1990 г. "Наутилус Помпилиус" несколько раз выезжали в Западную Европу, выступали в США, записали концертный и приступили к работе над студийным альбомом.

Дискография:

Студийный альбом:

Сборник:

Сайт создан в системе uCoz