℗ 2004
Пусть народная мудрость гласит, что один в поле не воин — Михаил Борзыкин продолжает доказывать обратное. Он один на домашней студии записывает альбомы, выходящие под маркой «Телевизора» (концертное воплощение этого легендарного проекта тоже довольно трудно назвать группой — всем заправляют Борзыкин и компьютер), один продолжает линчевать язвы общества, бичевать систему и пороки массового сознания. Борзыкин поет о драке за власть и деньги, прокомпостированных мозгах и продажных душах, опустошающем одиночестве и о том, как вредно смотреть на Неву с моста. Похоже, Борзыкина теперь не заткнешь: альбомы «Телевизора», которые еще три года назад не решался издать ни один лейбл, теперь выходят с внушающим надежду упорством. У «Мегамизантропа» имеются все шансы, чтобы стать гимном нового поколения. Михаил — сильный мелодист, умеющий сочинять песни, чей воодушевляющий и объединяющий пафос вполне достоин «Интернационала» (заглавная вещь, «Алиллуйя», «Пронесло»); он подчеркивает связь времен, актуализируя в пронзительно-трагичном ключе темы, когда-то давно звучавшие легко и романтично («Ушла из дома» — аллюзия на битловскую «She’s Leaving Home»); он искренен, умен, резок и едко-ироничен. Наконец, на альбоме присутствует единственный радиохит «Телевизора» сегодняшних дней («Мандариновый снег»). Однако, как всегда, имеются несколько «но»: во-первых, качество записи удручающе домашнее, а электронные тембры и звуки драм-машин по современным меркам до грусти архаичны (русского Nine Inch Nails из «Телевизора» явно не получилось); во-вторых, «Мегамизантроп» по содержанию, да и по музыке кое в чем повторяет предыдущий «Путь к успеху»; в-третьих, где оно, это новое поколение, которое прислушается к социальной сатире и интеллектуальной лирике Борзыкина? На фоне большинства наших благополучных рокеров Борзыкин выглядит совершеннейшим аутсайдером, скорее не воином даже, а Доном Кихотом, сражающимся с ветряными мельницами. Но если прислушается хоть кто-то, будет уже хорошо. Ибо, как ни банально это звучит, благодаря таким одиночкам, как Борзыкин, мы хоть иногда можем продрать глаза и увидеть нашу жизнь и самих себя как есть. |