Людмила ГурченкоЛюдмила Гурченко еще во времена советской власти стала всенародной любимицей, суперзвездой отечественного кино и примадонной советской, а теперь и российской эстрады. Однако за внешним блеском скрывалась очень непростая, порой трагическая судьба, которая выпала на долю этой замечательной актрисы и певицы. Ей довелось пережить разочарования и предательство близких людей, у нее случались творческие неудачи и простои. Это сейчас ее внимания добиваются все знаменитости, но были времена, когда ее не видели в упор и считали недалекой провинциалкой, которая осмелилась заявить свои права быть личностью в искусстве. После первой же роли в фильме Э.Рязанова «Карнавальная ночь» вокруг имени Гурченко стали складываться всевозможные мифы. Один, самый, пожалуй, распространенный из них, заключался в том, что актриса она средняя, ее успех в фильме случайный, поэтому никто из серьезных режиссеров и не приглашает ее сниматься. Однако сейчас на счету Гурченко уже не один десяток ролей — от комедийных до драматических, которые доказывают, что актриса обладает разносторонним талантом. Правда, ради объективности следует заметить, что главных ролей у Гурченко не так-то уж и много. В ряде из них она нарочито театральна — вспомним роль Риты в фильме «Любимая женщина механика Гаврилова», который зрители увидели в 1982 году. Этот фильм, несмотря на то, что он понравился публике, сама Гурченко считает откровенно плохим. Актриса не приняла режиссерскую трактовку роли, но многое менять в ней режиссер не позволил, поэтому жена механика и оказалась такой статичной, что вовсе не свойственно яркому темпераменту Гурченко. И тем не менее актриса запомнилась даже в такой, нелюбимой, роли. Что же говорить о других, где она раскрывается во всем блеске своего таланта, пусть это будут даже небольшие, эпизодические роли! Достаточно вспомнить характерную роль Гурченко в фильме «Женитьба Бальзаминова» (1964). Кроме того, Гурченко много и успешно снимается на телевидении, играет в театре, выступает с концертами. И тем не менее довольно продолжительное время ее считали, скажем так, легковесной актрисой. В чем же причина столь явного противоречия? Как известно, дебют Гурченко состоялся в 1956 году, когда студентка ВГИКа с большим успехом выступила в роли клубного работника Лены Крыловой в кинокомедии режиссера Э.А.Рязанова «Карнавальная ночь». По мнению критиков, она проявила себя прежде всего как эстрадная актриса, обладающая неплохими музыкальными данными. А для всех остальных зрителей, особенно молодежи, Гурченко буквально мгновенно стала кумиром. Однако популярность картины имела и обратную сторону: на долгие годы за актрисой закрепляется штамп исполнительницы одной роли, и ее приглашают сниматься прежде всего в музыкальных комедиях или фильмах-опереттах. Следом за первым фильмом в 1958 году Гурченко снялась в другом музыкальном фильме — «Девушка с гитарой». Особенно плодотворными в этом отношении оказались семидесятые годы: музыкальные фильмы с участием Гурченко выходили буквально один за другим. В 1972 году она снялась в фильме «Табачный капитан», в 1973-м — в картине «Цирк зажигает огни», на следующий год — в «Соломенной шляпке», в 1975 году — в «Небесных ласточках», а еще через год в картине «Мама». Ради последней работы она даже отказалась от роли генеральши в одном из лучших фильмов Михалкова — «Неоконченная пьеса для механического пианино». Съемки же «Мамы» принесли не только творческую удачу, но и новые испытания. Во время съемок клоун О.Попов нечаянно сломал Гурченко ногу, закрытый перелом со смещением грозил инвалидностью. Помогла многолетняя тренировка и специальные физические упражнения. Танцевать и ходить на шпильках Гурченко не перестала. Эти роли принесли актрисе еще большую известность, к тому же от фильма к фильму ее талант совершенствовался. Она была естественна и неподражаема. Обладая таким ярким комедийным талантом, другая актриса была бы вполне счастлива, но не Гурченко. Она стремилась вырваться за рамки навязанного ей амплуа и хотела играть драматические роли. Актриса добилась своего. Она прекрасно сыграла в таких известных фильмах, как «Старые стены», «Пять вечеров», «Вокзал для двоих», «Двадцать дней без войны» и других, создав глубокие драматические образы. Позже Гурченко как бы обобщила свои творческие поиски в серьезной комедии об актрисе «Аплодисменты, аплодисменты» (1984). Для того чтобы сломать сложившийся исполнительский стереотип, Гурченко пришлось многое преодолевать и в себе самой: и свой харьковский акцент, и не всегда изящную походку. Но ведь она прошла блестящую театральную школу, закончив мастерскую С .Герасимова и Т. Макаровой. Но все-таки ради справедливости следует сказать, что для Гурченко на первом плане всегда стоит игровое начало. Не случайно в свое время тогдашний министр культуры ее роли оценил так: «вертлявые западные штучки-дрючки». Стиль Гурченко в то время казался неподходящим для советского искусства. Но ведь Гурченко интересна именно там, где она, как говорится, ходит на голове. Вспомним ее роли в фильме режиссера С.Дружининой «Виват, гардемарины» (1991-1992) или «Моя морячка» (1991), где она выступала в ансамбле с Т.Васильевой и М.Державиным. Кстати, наиболее интересно Гурченко всегда проявляется именно в дуэтах. Вероятно, и здесь сказывается своеобразная игра, тот поединок, который ей обязательно нужно выиграть. Причем ей одинаково удаются и комедийные, и драматические ситуации. Блестящим можно назвать дуэт Гурченко с Ю.Никулиным в фильме режиссера А.Германа «Двадцать дней без войны» (1970). Вопреки сложившемуся мнению, что с Гурченко трудно работать и поэтому режиссеры больше одного раза не приглашают ее в свои картины?» актриса нередко снимается у одних и тех же мастеров. Так, режиссер Е.Гинзбург считает очень важными для себя именно семидесятые-восьми-десятые годы, когда он много работал с Гурченко, а все остальные годы без нее — просто потерянными. Он снимал ее и в «Бенефисах», и в маленьких ролях, в программе «Волшебный фонарь». Правда, потом они расстались, поскольку две такие яркие творческие индивидуальности редко когда уживаются надолго. Совсем иначе сложились отношения Гурченко с братьями Андроном Михалковым-Кончалов-ским и Никитой Михалковым. В 1978 году вышел фильм Никиты Михалкова «Пять вечеров», где она снималась в дуэте с С.Любшиным, и в том же году с участием Гурченко появился фильм Андрона Кончаловского «Сибириада». С Никитой Михалковым Гурченко снималась и в других фильмах, где он выступал в качестве актера, в четности, в таком нашумевшем фильме, как «Вокзал для двоих». Их до сих пор связывают теплые дружеские отношения, и Гурченко не скрывает, что готова откликнуться на первый же его зов. Кто же еще, по словам актрисы, примет ее «со всеми ее потрохами, эклектикой и «чечеткой»? Ведь не случайно ее прозвали женщиной-фейерверком. Критики считают Гурченко также любимой актрисой Э.Рязанова, хотя в его картинах она снималась не так часто. Но за роль Веры в «Вокзале для двоих» Гурченко получила премию Всесоюзного кинофестиваля в Ленинграде. Несмотря на постоянные предложения сниматься в кино, Людмила Марковна очень избирательна и со временем, как многие другие «возрастные» актрисы, стала играть в спектаклях. В 1996 году она появилась на сцене в спектакле «Недосягаемая» , поставленном режиссером Л.Трушки-ным по произведению С.Моэма. Здесь ее талант проявился с новой стороны. Она становится на сцене как бы символом одиночества «женщины средних лет» в «романтическом фарсе». Сейчас Гурченко находится на вершине славы. Ее называют русской Марлен Дитрих, сравнивают с Любовью Орловой. Однако сама актриса относится к этим сравнениям скептически. У всех у них разные жизни и разное мировосприятие. «Для меня человек без драмы — что за человек?» — говорит актриса. В личной жизни Гурченко тоже было достаточно драм и разочарований. Она четыре раза была замужем. Первым ее мужем был человек непростой судьбы, красавец Борис Андроникаш вили, сценарист и историк, сын репрессированного писателя Б.Пильняка и двоюродный брат знаменитых грузинских режиссеров Шенгелая. Через три года студенческий брак распался. Гурченко осталась одна. Сегодня у их дочери Маши своя судьба, она работает медсестрой и к кино, в отличие от своих родителей, никакого отношения не имеет. Со своим вторым мужем Гурченко тоже рассталась уже давно, но до сих пор не любит вспоминать об этом периоде своей жизни, хотя вспоминать приходится, поскольку этим ее мужем был И.Кобзон. Актриса говорит, что он у нее теперь вызывает «одно чувство — глубокой иронии». Со своим последним мужем, Сергеем Сениным, Гурченко познакомилась во время съемок фильма «Секс-сказка» по В.Набокову, где он был продюсером. Потом они снова встретились на съемках фильма «Любовь» и, когда съемки закончились, решили не расставаться. Он стал и ее продюсером. Среди всех легенд, которые до сих пор возникают, когда речь заходит о Гурченко, есть и такая, которая касается ее идеальной внешности. Рассказывают, что она проводит по восемь часов у станка, чтобы сохранить изящество фигуры и неповторимую легкость. Однако это не больше чем легенда. При росте 166 сантиметров в школе она весила 53,5 килограммов, а сейчас — 54 килограмма. Актриса всю жизнь истязала себя в творчестве; что же касается веса, здесь никаких проблем не возникало. Вместо зарядки она предпочитает лишний часок поваляться в постели и никогда не делала косметических операций. Надо полагать, что секрет вечной молодости Гурченко заключается в ее неуемной энергии. Она всегда хотела получать все по максимуму. И потому успела так много — стала разносторонней актрисой театра и кино и состоялась как эстрадная певица со своим оригинальным репертуаром. Всем запомнился цикл песен военных лет в исполнении актрисы. Гурченко даже успела проявить себя как интересный писатель, создавший во многом ироничную книгу о своей жизни. В ней она отдала дань памяти отцу, заразившему дочь особой тягой к жизни и страстью к песне. Одним из последних проектов актрисы стала работа над оригинальной версией старой песни «Московские окна» с группой MD & С Pavlov, где использована смесь рэпа и фанка. По признанию Стаса Намина, он был так потрясен этой работой Гурченко, что за свой счет заказал режиссеру Ф.Бондарчуку снять клип по этой песне. Впрочем, Гурченко всегда тяготела к новому. Во время одного из показов В.Юдашкина она заявила, что если бы в свое время встретила модельера, то не удержалась и пошла бы к нему в манекенщицы. «Я в каждом спектакле, в каждом концерте чувствую себя как модель на подиуме». 1996 год был тяжелым для актрисы: она перенесла тяжелую болезнь и чудом осталась жива, потеряв в весе после операции 10 килограммов. Однако уже через пять дней после выхода из больницы отправилась на съемки телевизионного фильма «Старые песни о главном», а еще через несколько дней пошла на репетицию спектакля. Принимая приз «Кинопрессы-96» в почетной номинации «Моя любовь», актриса, как всегда, была хороша собой и остроумна. Она заметила, что «у журналистов хороший вкус». И с ней наверняка многие согласились. |