Chet BakerЧат Бейкер Бейкер Чесни X. (23 декабря 1929, Йейл, Оклахома — май 1988) — американский джазовый музыкант (труба, фортепиано, вокал), руководитель ансамбля. В возрасте 11 лет приехал с семьей в Калифорнию. В школе обучался игре на трубе, затем начал выступать в духовых и танцевальных оркестрах. Службу в армии проходил в 3ападном Берлине как трубач военного оркестра (1946—48), после демобилизации продолжил музыкальное образование в колледже Эль-Камино (Лос-Анджелес), где изучал теорию музыки и гармонию. В 1949 вновь получил приглашение в военный оркестр PRESIDIO ARMY BAND, с которым играл в Сан-Франциско до 1952. В тот же период познакомился с музыкантами-боперами, участвовал в джем-сешн. В начале 1952 сотрудничал с Чарли Паркером и Видо Муссо, в конце того же года в Голливуде примкнул к Джерри Маллигану, и вскоре стал знаменитостью как солист его квартета. В дальнейшем выступал преимущественно с собственным комбо (начиная с 1953), членом которого был также пианист Расс Фримен. Совершил несколько европейских турне в 1955—56. Возобновил сотрудничество с Маллиганом, успешно концертировал в составе его секстета в Париже (и как пианист). Аккомпанировал певице Катерине Валенте во время ее гастролей в Баден-Бадене. В 1959—60 находился в Италии, здесь из-за пристрастия к наркотикам перенес психическое заболевание, прошел курс лечения. В 1964 вернулся из Европы в США, снова приобрел широкую известность, принимал участие в различных джазовых фестивалях (в Ньюпорте, Монтерее и других). В разное время с Бейкером играли музыканты из Франции, Бельгии, Голландии, ФРГ, Дании, среди его американских партнеров были пианисты Пол Блей и Дик Туордзик, саксофонист Стэн Гетц, басист Джимми Бонд, барабанщики Питер Литмен и «Бивер» Харрис. Сделал записи с европейскими музыкантами, Дж. Маллиганом (1952—53, 1957—58), С. Гетцем, своими ансамблями (с 1953); на некоторых пластинках записан как вокалист. В плеяде трубачей, выдвинувшихся в начальный период развития модерн-джаза, занимает одно из ведущих мест (наряду с Майлсом Дэвисом, «Диззи» Гиллеспи, Фредди Хаббардом, Клиффордом Брауном, Артом Фармером). Является первым белым трубачом современного кул-стиля в сфере комбо-джаза. В этом он несколько опередил М. Дэвиса, который от бибопа пришел к более последовательной кул-ориентации на рубеже 40—50-х годов прежде всего в практике большого оркестра и миддл-бэнда, а уже затем в комбо. Примечательно, что исполнительская манера Бейкера формировалась под непосредственным влиянием идей М. Дэвиса и его экспериментов с кул-саундом (не случайно Бейкера зачастую называют «белым Майлсом Дэвисом»). Однако Бейкер смог раньше, чем сам Дэвис, с большей полнотой и законченностью реализовать его идеи. Несмотря на стилевую общность этих двух выдающихся кул-музыкантов, манера игры Бейкера достаточно индивидуальна. Oна очень лирична, даже «женственна» (по определению критиков) и вместе с тем спокойна, уравновешенна, лишена драматизма и философичности, свойственных Дэвису. Преобладают точная и чистая интонация (у Дэвиса много «киксов», «небрежностей» в звуковедении), закругленные мелодические фразы, медленные темпы, средний регистр, изысканность и усложненность гармонического мышления сочетаются со склонностью к применению разнообразных полифонических приемов. Звучание трубы приобретает тембровую окраску, напоминающую корнет (очевидна преемственная связь с «Биксом» Бейдербеком), иногда валторну, саксофон и деревянные духовые. Во многих отношениях Бейкер является типичным представителем вест-коуст-джаза (в 1952 квартет Бейкера — Маллигана сделал первые грамзаписи в этом стиле). Ему принадлежит важная роль в маллигановских экспериментах с «бесклавирными» составами комбо, в которых отсутствие гармонической поддержки мелодических голосов партией фортепиано должно было восполняться за счет полифонизации фактуры и требовало развитого гармонического слуха у каждого участника ансамбля. Данные опыты основывались на синтезе различных стилевых элементов модерн-джаза, свинга и современной академической камерной музыки, создали предпосылки для последующего расцвета кул-стиля и «третьего течения». Бейкер обладал необычно высоким, почти юношеским голосом; в пении сохранил ту же мягкую лирическую манеру исполнения. Как пианист менее значителен. — Валерий Озеров. |