TSK Laboratory. Home ecyclopedia of music collections.
Steppenwolf

Steppenwolf

Американская хард-рок группа. В конце 60-х годов STEPPENWOLF были одними из главных выразителей настроений и бунтарского духа эпохи: их ранние песни переполнял язвительный сарказм в адрес общественных институтов и острое недовольство политикой властей, в них тесно переплетались откровенные социальные комментарии, будоражившие умы молодежи гимны внутренней свободе и критические выпады против войны, наркотиков, коррупции и прочих недугов общества. Именно они — вольно или невольно — дали имя новому жанру, впервые употребив термин «хэви метал» (в своей главной песне Born To Be Wild), а с течением времени, пережив серию распадов-реставраций и скатившись к рутинному харду, превратились в явный анахронизм.

STEPPENWOLF организовал осенью 1967 гитарист и певец Джон Кэй (John Kay, р.12 апреля 1944, Тильзит, ГДР) как Иоахим Фридрих Крауледат (Joachim Friderich Krauledat), в 1958 вместе с родителями эмигрировал в Западную Германию, а оттуда в Торонто, Канаду. Он начал играть на гитаре еще школьником, в первой половине 60-х годов сменил несколько самодеятельных групп, а в 1965 организовал блюз-бэнд JACK LONDON & THE SPARROW (Джеком Лондоном был он сам!), в котором играли братья Деннис и Джерри Эдмонтоны и еще один эмигрант из Германии Ник Сент-Николас. В 1966 он стал Джоном Кэем, сократил название группы до THE SPARROW, усилил состав клавишником Голди Макджоном (который начинал вместе с Нилом Янгом и Риком Джеймсоном в детройтских THE MYNAH BIRDS) и записал два сингла для “Columbia” (“Tomorrow's Ships” и “Green Bottle Lover”).

Летом 1967 THE SPARROW в поисках работы перебрались в Нью-Йорк, а оттуда в Калифорнию и устроились играть в кофейне городка Венис-Бич неподалеку от Лос-Анджелеса, постепенно переходя от рок-н-роллов и задумчивых баллад в сторону тяжелого блюза британского образца.

Именно там их и обнаружил продюсер Гэйбриел Меклер, который помог группе заключить контракт с “ABC-Dunhil”l и посоветовал сменить немодное уже имя, предложив им в качестве альтернативы STEPPENWOLF — в честь популярного у хиппи романа Германа Гессе: «Прежде, чем принимать ЛСД, прочти «Степного волка», — гласил популярный в те годы лозунг.

Осенью 1967 STEPPENWOLF в составе: Джон Кэй (гитара, вокал), Марс Бонфайр (Mars Bonfire, настоящее имя Деннис Эдмонтон (Dennis Edmonton), p. 1945; гитара), сменивший Ника Сент-Николаса Раштон Морив (Rushton Moreve, p. 1948, Лос-Анджелес; бас), Голди Макджон (Goldy McJohn, p. 2 мая 1945; клавишные) и Джерри Эдмонтон (Jerry Edmonton, p. 24 октября 1946, Торонто; барабаны), взял старт в одном из клубов бульвара Сансет-Стрип и регулярно выступал там, собирая все большие и большие толпы своими громкими, бескомпромиссными и сердитыми песнями. Той же осенью из группы один за другим ушли решивший начать соло-карьеру Бонфайр, которого сменил местный гитарист Майкл Монарк (Michael Monarch, p. 5 июля 1950, Лос-Анджелес) и Морив, чье место занял Джон Расселл Морган (John Russell Morgan; бас). Стабилизировав состав, группа отправилась в студию. В январе 1968 вышел ее одноименный дебютный альбом, включавший как оригинальные номера, так и каверы (в том числе Hootchie Kootchie Man Вилли Диксона, Sookie, Sookie Дона Ковэя и The Pusher Хойта Экстона), а месяцем позже сингл “Sookie, Sookie”. Хотя поначалу ни та, ни другая пластинка не вызвали интереса у слушателей за пределами Калифорнии, популярность STEPPENWOLF мало-помалу начала (благодаря их интенсивным разъездам) распространяться, и к августу 1968, когда второй сингл группы с мотоциклетным гимном Марса Бонфайра “Born To Be Wild” на три недели оккупировал 2-ю строчку в чартах, они в буквальном смысле слова прогремели на весь мир.

За год “Born To Be Wild” разошлась более чем миллионным тиражом, принеся группе первый «золотой» диск и — вместе с антинаркотическим манифестом “The Pusher” — стала программным номером репертуара STEPPENWOLF. На следующий год обе они прозвучали в знаменитом фильме “Easy Rider”, что еще больше упрочило репутацию группы.

В этот период STEPPENWOLF стали одним из ведущих концертных аттракционов страны: они регулярно гастролировали, участвовали в благотворительных и политических акциях (типа Дней вьетнамского моратория) и играли едва ли не на всех крупных музыкальных праздниках тех лет — включая ньюпортский поп-фестиваль в августе 1968 (c IRON BUTTERFLY, THE GRATEFUL DEAD, SONNY & CHER, CANNED HEAT и т. п.), на поп-фестивале в Майами в декабре (вместе с Джони Митчелл, THE TURTLES, IRON BUTTERFLY и Чаком Берри), в Ньюпорте в июне 1969 года (с Хендриксом, Кокером, CREEDENCE) и др.

Пластинки группы практически не исчезали из чартов: к осени 1968 первый альбом STEPPENWOLF поднялся до 6-й строки и вскоре стал «золотым», следом за ним вышел второй (и тоже «золотой») альбом “The Second”, который достиг 3-й отметки и включал очередные хиты Magic Carpet Ride (№ 3, ноябрь 1968) и Rock Me с полиритмическим барабанным соло (№ 10, март 1969). Песня Rock Me прозвучала в весьма скандальном по тем временам фильме Кристиана Маркана “Candy” с Ринго Старром в главной роли.

Вскоре после выхода альбома “At Your Birthday Party” (№ 7) и сорокапятки “It's Never Too Late” (№ 51), в мае 1969 STEPPENWOLF покинули Морган и Монарк (первый сразу же пропал из виду, а второй сессионировал с Дженис Джоплин и Роджером Главером, а в 1975 организовал супергруппу THE DETECTIVE).

Освободившуюся вакансию басиста занял бывший участник THE SPARROW Ник Сент-Николас (Nick St. Nicholas, p. 28 сентября 1943, Гамбург), вместе с которым в STEPPENWOLF пришел его коллега по группе T. I. M. E. Ларри Байром (Larry Byrom, p. 27 декабря 1948; гитара).

Еще в 1968 “Columbia”, эксплуатируя успех STEPPENWOLF, выпустила архивные записи THE SPARROW, а летом 1969 “Dunhill” издала — под названием “Early Steppenwolf” — концертную запись лета 1967, которая включала монументальную 21-минутную версию The Pusher. Альбом был в чартах 29-м.

С осени 1969 в песнях STEPPENWOLF начали доминировать политические темы: первым знаком нового курса стали песня Move Over (№ 31) и пятый альбом “Monster” (№ 17), который вышел в ноябре 1969 и принес им новый «золотой» диск. Его титульный номер был 39-м, появившийся следом сингл “Hey, Lawdy Mama” — 35-м, а концертный диск “Live Steppenwolf” принес группе последнее попадание в «десятку» (№ 7). Тогда же Кэй, мечтая воплотить в жизнь свои политические идеалы, даже баллотировался в городской совет Лос-Анджелеса.

В июне 1970 Сент-Николас ушел, а его место занял басист Джордж Биондо (George Biondo, p. 3 сентября 1945, Бруклин, Нью-Йорк). Этот состав дебютировал 26 июня на фестивале блюза и прогрессивной музыки в британском Бате (с LED ZEPPELIN, SANTANA, Заппой, Донованом и многими другими), а 6 августа сыграл на 12-часовом антивоенном фестивале на нью-йоркском стадионе “Shea” (с Дженис Джоплин, Полом Саймоном, Джонни Уинтером и т. п.).

В 1970—71 в чартах побывало еще несколько песен STEPPENWOLF: Screaming Night Hog (№ 62), Who Needs Ya (№ 54), еще один антинаркотический хит Хойта Экстона Snow Blind Friend (№ 60) и Ride With Me (№ 52), а также альбомы “Steppenwolf 7” (№ 19 в 1970) и “Gold/Their Great Hits” (№ 24 в 1971) — оба тоже стали «золотыми». В мае 1971 ушел Байром. Его сменил экс-гитарист BLUES IMAGE Кент Хенри (Kent Henry). В ноябре вышел не особенно интересный хард-роковый альбом “For Ladies Only” (№ 54) и одноименный сингл (№ 64).

Несмотря на непрекращающуюся цепь успехов (STEPPENWOLF принесли Dunhill более 40 миллионов долларов прибыли) и устойчивую популярность, Кэй все больше тяготился своим положением звезды. 14 февраля 1972 он собрал в голливудском отеле “Holiday Inn” пресс-конференцию, на которой объявил о распаде группы STEPPENWOLF: «Нас заперли в клетку имиджа и музыкального стиля — перспектив на будущее у группы нет». В память об этом мэр Лос-Анджелеса Сэм Йорти объявил 14 февраля Днем Степпенвулфа. Той же весной Макджон и Эдмонтон организовали группу MANBEAST, а Джон Кэй вывел на дорогу THE JOHN KAY BAND (в котором играли Биондо и Хенри). В апреле он выпустил соло-альбом “Forgotten Songs And Unsung Heroes”. Ни этот, ни его второй сольный диск “My Sportin' Life” (1973), не добились серьезного успеха, хотя сингл c кавером “I'm Movin' On” Хэнка Сноу был в чартах 52-м.

Между тем, уже после распада STEPPENWOLF вышли альбомы “Rest In Peace” (с ранее не издававшимся материалом) и “16 Greatest Hits”. Оба они тоже были отмечены в чартах.

В феврале 1974 Кэй реорганизовал группу STEPPENWOLF в составе: Макджон, Биондо, Эдмонтон плюс гитарист-певец из состава популярных FLYING BURRITO BROTHERS Бобби Кокран (Bobby Cochran). Осенью 1976 “Mums Records” издала их следующий альбом “Slow Flux” (№ 47) и сингл “Straight Shootin' Woman” (№ 29). Они стали свидетельством того, что талант Кэя необратимо скудеет и принесли группе последний коммерческий успех. В октябре 1974 STEPPENWOLF покинул решивший продолжить сольную карьеру Макджон, место которого занял Уэйн Кук (Wayne Cook). Еще год спустя Epic выпустила их следующий альбом “Hour Of The Wolf”. Он провалился, и Кэй во второй раз распустил STEPPENWOLF. Кук ушел в PLAYER, Кокрэйн в начале 80-х годов играл с BOBBY & THE MIDNITES, а остальные разошлись по группам второго эшелона.

В 1978 Кэй выпустил на “Mercury” свой третий альбом “All in Good Time”. Он имел чисто символический успех, тогда как все старые альбомы STEPPENWOLF и разнообразные компиляции их материала пользовались неизменным спросом, поэтому в 1980 Кэй собрал совершенно новую версию группы STEPPENWOLF, с которой гастролировал по Америке и Европе, по-прежнему исполняя свои старые хиты.

1 июля 1981 первый басист STEPPENWOLF Раштон Морив погиб в автомобильной катастрофе.

В конце 1987, после еще одного соло-альбома “Lone Steppenwolf” (на MCA), Джон Кэй собрал группу в составе: Рокет Ричотт (Rocket Ritchott; гитара), Майкл Уилк (Michael Wilk; клавишные) и Рон Херст (Ron Hurst; барабаны); в 1988 они издали на “Qwil” альбом “Rock'n'Roll Rebels”, в 1990 продолжили свою дискографию пластинкой “Rise And Shine” на IRS, а в первой половине 90-х годов регулярно выступали на сцене как JOHN KAY & STEPPENWOLF. — Андрей Бурлака.


Дискография: At Your Birthday Party (“Dunhill”/“Stateside”, 1969); Early Steppenwolf (“Dunhill”/“Stateside”, 1969); Live Steppenwolf (“Dunhill”/“Stateside”, 2LP, 1970); Steppenwolf 7 (“Dunhill”/“Probe”, 1970); Gold — Their Great Hits (“Dunhill”/“Probe”, 1971); For Ladies Only (“Dunhill”/“Probe”, 1971); Rest In Peace (“Dunhill”/“Probe”, 1972); 16 Greatest Hits (“Dunhill”/“Probe”, 1973); Slow Flux (“Mums-Epic”, 1974); 16 Great Performances (ABC, 1975); Masters Of Rock (ABC, 1975); Hour Of The Wolf (“Epic”, 1975); Skullduggery (“Epic”, 1976); The ABC Collection (ABC, 1976); Born To Be Wild (“Epic”, 1977); Steppenwolf Gold (MCA, 1981); Wolftracks (“Nautilus”, 1982); Golden Greats (MCA, 1985); Rock'n'Roll Rebels (QWIL-“Epic”, 1988); Gold — Their Great Hits (MCA, 1989); Rise And Shine (IRS, 1990);

John KAY & THE SPARROW: John Kay & The Sparrow (“Columbia”/CBS, 1968)

JOHN KAY BAND: Forgotten Songs And Unsung Heroes (“Dunhill”/“Probe”, 1972); My Sportin' Life (“Dunhill”/“Probe”, 1973); All In Good Time (“Mercury”, 1978); Lone Steppenwolf (MCA, 1987).

Дискография:

Студийный альбом:

Сборник:

Концертный альбом:

Участие в альбомах:

Смотри также:

Сайт создан в системе uCoz