Dale HawkinsХокинс Делмар Аллен (Delmar Allen) (р. 22 августа 1938, Голдмайн, Луизиана) — американский гитарист, певец, автор песен, аранжировщик и продюсер. Хотя с формальной точки зрения он не сделал шумной карьеры в шоу-бизнесе, его влияние на развитие рок-н-ролла достаточно велико. Он создал уникальный стиль, в котором смешал элементы рок-н-ролла, кантри и блюза, чем послужил источником вдохновения для множества музыкантов 60-х и 70-х годов. Целая когорта гитаристов — от Скотти Мура до Джона Фогерти — выросла на его песнях, одна из которых, Susie Q., принадлежит к числу самых знаменитых хитов в истории рок-н-ролла. Дэйлу было три года, когда родители развелись и он оказался на крайнем Юге США, на хлопковых плантациях, и с детства слышал блюзы и каджун. В одиннадцать лет Дэйл ушел из дому и до своего восемнадцатилетия успел переменить множество профессий: разносил газеты, торговал пластинками, был землекопом, ди-джеем на радиостанции “KWKH” в Шривпорте и служил в морской пехоте. В 1956, услышав по радио See You Later Alligator в исполнении Билла Хэйли, он сочинил и собственноручно записал у себя на радио своеобразную пародию на нее: See You Soon, Baboon. Запись отличал звучавший весьма специфически голос с могучей реверберацией. В том же году песня достигла ушей братьев Чесс, которые предложили Хокинсу контаркт с их лэйблом “Checker”, что было довольно удивительно, поскольку “Chess/Checker” выпускали преимущественно черный ритм-энд-блюз, а Хокинс играл скорее рокабилли. Как бы то ни было, уже осенью 1957 он сделал хит (№ 27) с оригинальной версией Susie Q.: чисто блюзовый ритм плюс классическое рокабильное соло на гитаре, которое сыграл тогдашний гитарист его оркестра Джеймс Бертон (James Burton), и ковбелл в качестве перкуссии. (Трогательная легенда гласит, будто песня была сочинена о семилетней дочке другого бэндлидера, Арта Куатро, однако достоверных свидетельств того, что они вообще были знакомы, нет). До начала 60-х годов Хокинс записал в аналогичной манере еще дюжину синглов, в том числе La-Do-Dada (№ 32, 1958), A House, A Car And A Wedding Ring (№ 88, 1958), Class Cutter/Yeah Yeah (№ 52, 1959), My Babe и Liza Jane. В тот же период через его оркестр прошли последовательно Фред Картер-младший (в 60-е годы один из творцов «нэшвиллского звучания»), Карл Адамс, Кенни Паулсон (гитарист Фредди Кэннона), уже упоминавшиеся Джеймс Бертон и Скотти Мур (в разное время игравшие с Элвисом), Рой Бьюкенен и многие другие. Оркестр много гастролировал, несколько раз пересек США от побережья до побережья и пользовался большим спросом на Юге и Юго-Западе, хотя удачных записей у них больше не было. В конце 1961 Дэйл Хокинс расстался с “Chess” и большую часть следующего десятилетия провел, работая на студиях как аранжировщик и продюсер: ему, в частности, были обязаны своим успехом певец Брюс Чэннел (Hey! Baby) и техасская поп-психоделическая группа THE FIVE AMERICANS (Western Union, Do It Again A Little Bit Slower). Сам же он время от времени выпускал случайные синглы на “Roulette” (его неожиданный экскурс в твист), “Tilt”, “Zonk”, “Atlantic” и “ABC-Paramount”. В конце 60-х годов он осел в Тайлере, Техас, и регулярно сотрудничал с местной студией. Когда в 1968 CREEDENCE взлетели на 11-ю строчку национальных чартов с почти идентичной оригиналу версией Susie Q., масс-медиа снова вспомнили о Хокинсе, а его карьера испытала новый толчок. На рубеже 70-х годов он записал в Нэшвилле для фирмы “Bell” несколько альбомов, над которыми с ним работал продюсер THE BOX TOPS Дэн Пенн. Первый из них, в 1969, имел симптоматичное название “L.A., Memphis And Tyler, Texas”. — Андрей Бурлака. |