Joe ElyЭлай Джо (р. 9 февраля 1947, Амарильо, Техас) — американский певец и гитарист, ставший на рубеже 80-х годов одним из пионеров «нового кантри» и действительно вдохнувшего свежие силы в такой успевший дискредитировать себя безудержной коммерсализацией жанр, как кантри-рок. «Он вдохнул новую жизнь в стиль, уже давно вдребезги раскритикованный за свою сентиментальность и пошлую ковбойщину», — заметил английский критик Генри Уильямс по поводу одного из альбомов Джо Элая. В одиннадцать лет вместе с семьей перебрался в знаменитый Люббок, а к шестнадцати, освоив гитару и местный ковбойский фольклор, ушел из дому, став заправским хобо — железнодорожным бродягой. На протяжении следующих трех лет он сменил множество занятий: работал сборщиком фруктов, ночным сторожем, был бродячим музыкантом, выступал в клубах Далласа и Форт-Уорта, играл в театре, с которым пересек Калифорнию и Теннесси, добрался до Нью-Йорка и даже побывал в Европе. По возвращении в Америку Джо устроился униформистом в цирк из Нью-Мексико и исколесил с ним юго-запад США, потом мыл посуду в заштатном ресторанчике, а в конце 1970 вступил в группу акустического кантри-рока THE FLATLANDERS, сооснователями которой были Батч Хэнкок и Джимми Дэйл Гилмор. THE FLATLANDERS, которых сам Элай позднее описывал как «связующее звено» между текс-мекс, рок-н-роллом и кантри, играли в залах Западного Техаса, в поисках собственной аудитории добрались до Нэшвилла, а в 1971 записали там альбом “One Road More”, благополучно пролежавший на полке десять лет и изданный в Британии “Charly Records” лишь после того, как все участники группы добились успеха порознь. В 1974 Джо вернулся в Люббок и организовал собственный бэнд в составе: сам Джо Элай (Joe Ely; соло-гитара, вокал), Джесс Тейлор (Jess Taylor; гитара), представитель знаменитой музыкальной семьи Ллойд Мэйнз (Lloyd Maines; педал-стил), Грегг Райт (Gregg Wright; бас) и Стив Китон (Steve Keeton; барабаны). Следующие три года они непрерывно колесили по Техасу, заслужив репутацию лучшей группы на местной сцене и сформировав стиль, в котором нашли отражение текс-мекс, хонки-тонк, рок-н-ролл, блюз и южное буги — все жанры, которые вели происхождение с юга США. В 1977 его вычислили агенты MCA. Элай подписал контракт, и в том же году в Нэшвилле записал со своей группой дебютный альбомом “Joe Ely”, который спродюсировал Чип Янг. Альбом включал лишь малую часть репертуара группы, который насчитывал около 300 песен, авторами которых были либо сам Элай, либо Батч Хэнкок. Пластинка неплохо расходилась на Юге, была с воодушевлением встречена критикой на обеих сторонах Атлантики, но так и не пробилась в чарты, поскольку не попадала ни под одну из стандартных жанровых категорий. В 1978 в группе появился аккордеонист Понти Боун (Ponty Bone), который дебютировал на их следующей пластинке “Honky Tonk Masquerade”; помимо великолепной заглавной песни Элая следует отметить номер Гилмора “Tonight I Think I'm Gonna Downtown”. В 1979 свет увидел их третий альбом “Down On The Drag”, продюсером которого стал Боб Джонсон, известный по работе с Джонни Кэшем, Аретой Фрэнклин и Диланом. Хотя репутация группы Элая в Техасе и Европе была достаточно высока, ее популярность в остальной части Америки была до обидного мала. Как обычно, помощь пришла к ним из-за океана. Еще в 1979, когда Мерл Хаггард пригласил THE JOE ELY BAND в свое британское турне, они познакомились с музыкантами группы THE CLASH. Когда в июне 1980 THE CLASH в первый раз гастролировали по США, Джо Страммер пригласил Элая и компанию открывать их концерты в Техасе. Успех был настолько очевиден, что THE CLASH тут же предложили вместе доиграть тур, после чего так же вместе гастролировали по Англии. Результатом поездки стал сенсационный успех у британской публики и выпущенный в 1981 концертник “Live Shots”: «Хотя звучание могло быть и получше, — отметил в рецензии на него Адам Барнет-Фостер, — эти песни, несомненно, станут классикой». В 1981 Ллойд ушел в семейный THE MAINES BROS. BAND, и его место в группе занял очередной выдвиженец из Люббока саксофонист Смоки «Джо-из-Чикаго» Миллер (Smokey Joe “Out Of Chicago” Miller). Продолжая непредсказуемые и всегда любопытные эксперименты со стилем, Элай в том же 1981 сделал еще один неординарный альбом “Musta Gotta Notta Lotta”, в котором сделал кавер-версию известной песни Дэйла Гилмора Dallas. За три следующих года он так и не удосужился зайти в студию, выступая в составе бэк-группы Линды Ронштадт, и даже не пытаясь поддерживать свою собственную популярность; в 1984 выпустил неожиданный альбом “High Res”, в котором довольно успешно скрестил корневое кантри с современными синтезаторными технологиями, а в 1986, записав материал своего седьмого альбома для MCA, неожиданно расстался с фирмой и вернулся к концертам в техасских клубах с обновленной группой, в состав которой входили теперь гитарист из Остина Дэвид Гриссом (David Grissom) и легендарный тенор-саксофонист Бобби Киз (Bobby Keyes), который работал с THE ROLLING STONES, Ленноном, Харрисоном, Клэптоном и т. д. Музыкальный критик из Чикаго Дон Маклиз так описывал музыку Джо Элая этого периода: «Едва вы смирились с мыслью, что он — Бадди Холли наших дней, как он тут же с головой погружается в мистику и выныривает оттуда этаким техасским Вэном Моррисоном!». В 1987 инди-лэйбл “Hightone” выпустил его седьмой диск “Lord Of The Highway”; годом позже Demon опубликовал в Англии альбом “Dig All Night”, а в апреле 1989 на “Heartland” появилась компиляция “Milkshakes & Malts”, которая объединила лучшие из его ранних номеров. Хотя активность певца в 90-е годы несколько снизилась, он продолжал оставаться ключевой фигурой всего «прогрессивного кантри», проторив путь Дуайту Йокаму, Рэнди Трэвису и Стиву Эрлу. = Андрей Бурлака. Дискография: Joe Ely (MCA, 1977) Honky Tonk Masquerade (MCA, 1978) Down On The Drag (MCA, 1979) Musta Gotta Notta Lotta (MCA, 1981) Live Shots (MCA, 1981) High Res (MCA, 1984) Lord Of The Highway (HIGHTONE(MCA, 1987) Dig All Night (DEMON, 1988) Milkshakes & Malts (HEARTLAND, 1989) THE FLATLANDERS. One Road More (CHARLY, 1980) |