George DukeДюк Джордж (р. 12 января 1946, Сан-Рафаэль, Калифорния) — американский джазовый музыкант (фортепиано, электрофортепиано, синтезатор, вокал), руководитель ансамбля, композитор, аранжировщик. В детстве обучался игре на фортепиано, впоследствии освоил также разнообразные электроклавишные инструменты и синтезатор. Известность приобрел в период выступлений с ансамблем «Диззи» Гиллеспи (1968), затем играл с Гарольдом Лэндом, Кенни Дорхэмом, сотрудничал с Жаном-Люком Понти (французский скрипач) во время его гастролей в США в 1969. Руководил собственными группами (с 1971), в которых вместе с ним выступали бразильские вокалисты и перкуссионисты Аирто Морейра и Флора Пурим (супружеская пара), гитарист Ли Райтнаур, бас-гитарист Альфонсо Джонсон (из ансамбля WEATHER REPORT), исполнитель на африканских и латиноамериканских ударных инструментах «Ндугу» (настоящее имя Леон Чанклер). Кроме того, сотрудничал с Доном Эллисом и «Кэннонболлом» Эддерли (1971—72), был участником арт-джаз-рок-группы Фрэнка Заппы MOTHERS OF INVENTION (1972). C 1974 в течение многих лет поддерживал тесные дружеские и творческие контакты с Билли Кобхэмом, играл в его комбо (вместе с Гарнетом Брауном, братьями Бреккер, Джоном Эберкромби и другими), позднее организовал с ним новую группу BILLY COBHAM — GEARGE DUKE BAND (1976), членами которой были также Джон Скофилд (электрогитара) и Альфонсо Джонсон (электро-бас-гитара и стик — широкодиапазонный гитарообразный инструмент специальной конструкции). Гастролировал с этим ансамблем в Европе. Участвовал в международных джаз-фестивалях (например, в 1977 — в Белграде). В анкетах джазовых журналов занимал ведущие места. Проявил себя как один из лучших исполнителей на электроклавишных инструментах в области современного джаза и музыки фьюжн. Синтезатор использовал в ограниченной мере, отдавая предпочтение электрофортепиано. Обладал незаурядным техническим мастерством, импровизаторским даром, индивидуальной исполнительской манерой. Успешно занимался аранжировкой и композицией. Внес значительный вклад в развитие многих современных стилей и направлений, связанных, в первую очередь, с синтезом джаза и рок-музыки (джаз-рок и рок-джаз, фри-фанк-фьюжн), с обращением к латиноамериканским музыкальным традициям (лэйтин-джаз-рок, лэйтин-фьюжн). Работал и в русле соул-джаза, в который ввел элементы рок-стилистики. Близок по духу креативному джазу (особенно с тех случаях, когда освобождается от влияния специфических рок-идиом и популярной латиноамериканской музыки). — Валерий Озеров. -- Дискография: KING KONG: JEAN LUC PONTY PLAYS THE MUSIC OF FRANK ZAPPA (1969); ELECTRIC CONNECTION (1969) by Jean-Luc Ponty; CHUNGA'S REVENGE (1970) by Frank Zappa; THE GRAND WAZOO (1972) by Frank Zappa; JOE WILLIAMS LIVE (1973) by Joe Williams; APOSTROPHE'/OVERNITE SENSATION (1973) by Frank Zappa; OVER-NITE SENSATION (1973) by Frank Zappa; STORIES TO TELL (1974) by Flora Purim; APOSTROPHE (') (1974) by Frank Zappa; ROXY & ELSEWHERE (1974) by Frank Zappa & The Mothers Of Invention; TOUCH (GOLD DISC) (1975) by John Klemmer; NUCLEUS (1975) by Sonny Rollins; ONE SIZE FITS ALL (1975) by Frank Zappa; BONGO FURY (1975) by Frank Zappa/Captain Beefheart; REACH FOR IT (1978); I WANNA PLAY FOR YOU (1979) by Stanley Clarke; A BRAZILIAN LOVE AFFAIR (1979); OFF THE WALL (1979) by Michael Jackson; LIVE AT DONTE'S (1981) by Jean-Luc Ponty; DREAM ON (1982); AS WE SPEAK (1982) by David Sanborn; CLARKE/DUKE PROJECT II (1983) by Stanley Clarke/George Duke; INDIVIDUAL CHOICE (1983) by Jean-Luc Ponty; STAY WITH ME TONIGHT (1983) by Jeffrey Osborne; DON'T STOP (1984) by Jeffrey Osborne; THEM OR US (1984) by Frank Zappa; TUTU (1986) by Miles Davis; BEST OF ANGELA BOFILL (1986) by Angela Bofill; DIANNE REEVES (1987) by Dianne Reeves; IF THIS BASS COULD TALK (1988) by Stanley Clarke; OASIS (1988) by Roberta Flack; HEART'S HORIZON (1988) by Al Jarreau; YOU CAN'T DO THAT ON STAGE ANYMORE. Volum 1 (1988) by Frank Zappa; YOU CAN'T DO THAT ON STAGE ANYMORE. Volum 2: THE HELSINKI CONCERT (1988) by Frank Zappa; AMANDLA (1989) by Miles Davis; BACK ON THE BLOCK (1989) by Quincy Jones; WHISPERS & PROMISES (1989) by Earl Klugh; BE YOURSELF (1989) by Patti LaBelle; YOU CAN'T DO THAT ON STAGE ANYMORE. Volum 3 (1989) by Frank Zappa; NEVER TOO FAR (1990) by Dianne Reeves; KING OF HEARTS (1990) by Terry Steele; THE BRECKER BROTHERS COLLECTION. Volum 2 (1991) by The Brecker Brothers; LOVE AND UNDERSTANDING (1991) by George Howard; FOREVER YOURS (1991) by 101 North; A JOYFUL NOISE (1991) by Chester Thompson; STRONG (1991) by Miles Jaye; GOOD WOMAN (1991) by Gladys Knight; THE HEART OF THE MAN (1991) by Phil Perry; PIQUANTIQUE (1991) by Frank Zappa; YOU CAN'T DO THAT ON STAGE ANYMORE. Volum 4 (1991) by Frank Zappa; FREAKS & MOTHERFU (1991) by Frank Zappa & The Mothers Of Invention; UNMITIGATED AUDACITY (1991) by Frank Zappa & The Mothers Of Invention; SNAPSHOT (1992); EVERETTE HARP (1992) by Everette Harp; JUST AN ILLUSION (1992) by Najee; PAINKILLER (1992) by Sue Ann Carwell; RACHELLE FERRELL (1992) by Rachelle Ferrell; HANDEL'S MESSIAH — A SOULFUL CELEBRATION (1992) by Various Artists; TRACKS OF LIFE (1992) by The Isley Brothers Featuring Ronald Isley; PRECIOUS (1992) by Chante Moore; PASSENGER 57 (1992); THE BEST OF SISTER SLEDGE (1973-1985) (1992) by Sister Sledge; HOW ABOUT TONIGHT (1992) by Eugene Wilde; PLAYGROUND PSYCHOTICS (1992) by Frank Zappa & The Mothers Of Invention; EAST RIVER DRIVE (1993) by Stanley Clarke; MY TIME WILL COME (1993) by Hubert Laws; A RIVER IN THE DESERT (1993) by Paul Jackson, Jr.; YOU MAKE IT EASY (1993) by Keith Washington; RHYTHM OF LOVE (1994) by Anita Baker; ANGELA WINBUSH (1994) by Angela Winbush; COMMON GROUND (1994) by Everette Harp; JUST FOR YOU (1994) by Gladys Knight; PURE PLEASURE (1994) by Phil Perry; THE MILESTONE YEARS [BOX] (1994) by Joe Henderson; LIQUID FIRE: THE BEST OF JOHN SCOFIELD (1994) by John Scofield; A LOVE SUPREME (1994) by Chante Moore; IT'S TIME (1995) by Howard Hewett; ILLUSIONS (1995); QUIET AFTER THE STORM (1995) by Dianne Reeves; STRICTLY COMMERCIAL: THE BEST OF FRANK ZAPPA (1995) by Frank Zappa; THE VERY BEST OF CRAIG T. COOPER (1995) by Craig T. Cooper; GIVING MYSELF TO YOU (1995) by Gerald Albright; HEART & SOUL (1995) by Bebe & Cece Winans; PLAYS SONGS FROM THE KEY OF LIFE: A TRIBUTE TO STEVIE WONDER (1995) by Najee; THE LOST EPISODES (1996) by Frank Zappa; MUIR WOODS SUITE (1996); FLYING SOUTH (1996) by Pete Escovedo; BEST OF (1996); ATTITUDE ADJUSTMENT (1996) by George Howard; PLANET JAZZ (1996) by Ed Hamilton; TAKE ME WITH YOU (1996) by Marilyn Scott; RATAMACUE (1996) by Harvey Mason; NEVER ALONE/DUETS (1996) by Paul Jackson, Jr.; PLACE OF HOPE (1996) by Various Artists; THE BEST OF AIRTO by Airto Moreira; THE BRECKER BROTHERS COLLECTION. Volum 1 by The Brecker Brothers; DON'T LET GO; GEORGE DUKE; GUARDIAN OF THE LIGHT; I LOVE THE BLUES, SHE HEARD MY CRY; NIGHT AFTER NIGHT; RENDEZVOUS; THIEF IN THE NIGHT; THREE ORIGINALS; AFTER YOU'VE GONE by Herb Ellis/Ray Brown; SOFT SHOE by Herb Ellis/Ray Brown; A NICE PLACE TO BE by George Howard; REFLECTIONS by George Howard; LADY FROM BRAZIL by Tania Maria; GIT WIT ME by Byron Miller; 101 NORTH by 101 North; THE JEAN-LUC PONTY EXPERIENCE by Jean-Luc Ponty & The George Duke Trio; ENCOUNTER by Flora Purim; THE MAGICIANS by Flora Purim/Airto; LOUD JAZZ by John Scofield; SPANISH WAVE by Dr. L. Subramaniam; BRAZILIAN ROMANCE by Sarah Vaughan; GIVING YOU THE BEST THAT I GOT by Anita Baker; TELL ME TOMORROW by Angela Bofill; GOT THAT THANG by Craig T. Cooper; OUT OF THE SHADOWS by Paul Jackson, Jr.; STEPHANIE MILLS by Stephanie Mills; JEFFREY OSBORNE by Jeffrey Osborne; AS GOOD AS IT GETS by Deniece Williams; BEAT THE BOOTS #2 [BOX] by Frank Zappa; SLEEP DIRT by Frank Zappa; INNER CITY BLUES by Doc Powell. |