Ry CooderНастоящее имя Райланд Питер Кудер (Ryland Peter Cooder) (р. 15 марта 1947, Лос-Анджелес, Калифорния) — американский гитарист, мультиинструменталист, певец. Стал известным как автор музыки ко многим кинофильмам; бесспорный лидер в технике слайд-гитары; один из редких виртуозов в области популярной музыки, обладающий академическими знаниями по ее истории и исполнительским особенностям разных стилей и эпох. Начал учиться играть на гитаре в возрасте 3-4 лет. В конце 50-х годов выступал в студенческих кафе с программой архаичных блюзов. Активно изучал довоенную неэстрадную песенную культуры США, исполняя таких авторов в жанрах кантри, блюза и рабочих песен, как Лидбелли (Leadbelly), Слипи Джон Истс (Sleepy John Eastes) и Вуди Гатри (Woody Guthrie). Стал активным участником калифорнийского фолк-блюзового круга музыкантов, был одним из энтузиастов движения блюзового «ривайвл». Профессиональные выступления начал в дуэте фолкового звучания с певцом-композитором Джекки Дешэнноном (Jackie DeShannon). Организовал группу THE RISING SONS вместе с известным блюзменом-полистилистом певцом-гитаристом Тадж Махалом (Taj Mahal); группа ставила целью возрождение и продолжение фолк-блюзовых традиций Америки. Продолжал изучать особенности игры на самых разнообразных щипковых инструментах в различных стилях народной и эстрадной музыки. Виртуозное владение инструментами повлекло многочисленные предложения к сессионной работе в студии. Рай Кудер записывался для альбомов Кэптэна Бифхарта (Captain Beefheart), Фила Охса (Phil Ochs), Рэнди Ньюмена (Randy Newman), группы LITTLE FEAT. Особую известность ему принесла работа над альбомами РОЛЛИНГ СТОУНС (ROLLING STONES): “Let It Bleed” (1969), “Sticky Fingers” (1971) и другими. Знакомство с ROLLING STONES привело к первым работам над киномузыкой (“Candy” и “Performance” c Миком Джаггером). Дебютная пластинка под собственным именем вышла в 1970 и осталась единственной в его дискографии, позволяющей точное стилевое определение: блюз-рок. В дальнейшем его альбомы могли включать в себя полярные по жанрам музыкальные произведения в диапазоне от бродвейского джаза до специфических стилей народной музыки регионов от Аляски до Африки. Работая со «звездами» калибра Боба Дилана (Bob Dylan) и Эрика Клэптона (Eric Clapton), Рай Кудер продолжал пропагандировать творчество музыкантов, чей талант он высоко ценил и чья музыка считалась безнадежной в коммерческом отношении: певец Бобби Кинг (Bobby King), пианист Ирл Хайнс (Earl Hines), аккордеонист Джозеф Спенс (Joseph Spence), композитор-певец Джон Хиат (John Hiatt), певец Ти-Боун Бернетт (T-Bone Burnette), Арло Гатри (Arlo Guthrie), Ван Дайк Паркс (Van Dyke Parks) и другие. Постоянным участником ансамблей Кудера в 70-х и 80-х годах был легендарный джазовый и блюзовый музыкант Ред Каллендер (Red Callender). С 70-х годов его постоянными партнерами были мастера вокальных спиричуэлс и госпел Бобби Кинг (Bobby King), Уилли Грин (Willie Greene) и Терри Эванс (Terry Evans). В 1994 Рай Кудер был участником записи и одним из продюсеров альбома самобытного африканского музыканта Али Фарка Тура (Ali Farka Tour). В 90-х годах был инициатором создания спорадически работающей в области фолк-рока супергруппы ЛИТЛ ВИЛЛИДЖ, в состав которой входят: Джон Хиат, Ник Лоу (Nick Lowe) и Джим Келтнер (Jim Keltner). Название для группы взято по блюзу Санни Боя Уилльмсона (Sonny Boy Williamson). — Андрей Евдокимов. Дискография: Ry Cooder (Reprise LP, 1970); Into The Purple Valley (Reprise LP, 1972); Boomer's Story (Reprise LP, 1972); Paradise and Lunch (Reprise LP, 1974); Chicken Skin Music (Reprise LP, 1976); Show Time (Warner Bros LP, 1977); Jazz (Warner Bros LP, 1978); Bop Till You Drop (Warner Bros LP, 1979); Borderline (Warner Bros LP, 1981); The Slide Area (Warner Bros LP, 1982); Why Don’t You Try Me Tonight (Reprise LP, 1986); Get Rhythm (Warner Broc LP, 1987); Music By Ry Cooder (Warner LP, 1995); Саундтреки: The Long Riders (Warner LP, 1980); The Border (MCA LP, 1981); Streets Of Fire (MCA LP, 1984); Paris, Texas (Warner LP, 1985); Blue City (Blue City LP, 1986); Crossroads (Warner LP, 1986); Pecos Bill (Windham Hill LP, 1988); Johnny Handsome (Warner LP, 1989); Trespass. Original Motion Picture Score (Warner CD, 1992); Geronimo. An American Legend (Columbia CD, 1993); Last Man Standing (Verve/Polygram CD, 1996). |