TSK Laboratory. Home ecyclopedia of music collections.
Tim Buckley

Tim Buckley

Тимоти Чарлз Бакли III (Timothy Charles Buckley III, р. 14 февраля 1947, Вашингтон, округ Колумбия). «Никакие примеры из мира рока, фолк-рока или откуда бы то ни было еще не смогут подготовить вас к тому, что вы услышите на альбомах Тима Бакли, — писала в 1969 о его музыке Лилиан Роксон. — Даже смешно слышать, когда эти работы пытаются определить как блюз, усовершенствованный рок-н-ролл или рага-рок — в действительности, тому месту, куда заводит этот голос, пока что нет названия. Его голос не столько просто голос, сколько музыкальный инструмент необычайного диапазона и мелодичности». В возрасте десяти лет оказался в Калифорнии, где слушал и читал все подряд, подростком увлекся кантри и к 1962 стал гитаристом одного из местных оркестров кантри-энд-вестерн. С возрастом интересы Тима сместились в сторону современного фолка, он начал сочинять стихи, некоторое время плотно общался с пятнадцатилетним и пока еще никому не известным Джексоном Брауном, а в 1964 начал выступать в клубах с акустическим трио, которое дополнили Джим Филдер (Jim Fielder; бас, гитара) и поющий поэт Ларри Бекетт (Larry Beckett).

Летом 1966, когда они выступали в одном из клубов Сансет-стрип, в зале оказались Фрэнк Заппа и его менеджер Херб Коэн. Впечатленный необычайным голосом Бакли и их с Бекеттом песнями, Заппа порекомендовал Коэну взять трио под свою опеку. При посредничестве последнего Бакли вскоре подписал контракт с Elektra, а Филдер занял место гитариста в THE MOTHERS, после чего играл с BUFFALO SPRINGFIELD и BLOOD, SWEAT & TEARS.

Первый альбом Тима Бакли, который спродюсировали владелец “Elektra” Джек Хольцман и его штатный продюсер Пол Ротшильд (более известный по работе с THE DOORS), был записан за три дня с группой сессионных музыкантов во главе с Ван Дайком Парксом, вышел в октябре 1966 и содержал двенадцать песен, в числе которых была баллада Valentine Melody (с романтичным текстом Бекетта) и Song Slowly Song, в которой Бакли весьма эффектно продемонстрировал возможности своего голоса.

Альбом имел ограниченный, но несомненный успех и заинтересовал Джорджа Харрисона, который всячески рекомендовал его своим друзьям.

По его настоянию, менеджер THE BEATLES Брайан Эпстайн в апреле 1967 даже слетал в Нью-Йорк (где Бакли в это время выступал с концертами), чтобы обсудить перспективы сотрудничества, но смерть «пятого битла» в августе того же года поставила на этих планах крест. Бакли оставался на Восточном побережье до осени 1967. Там же был записан его второй и, по многим оценкам, лучший альбом “Goodbye And Hello”, в котором поэтический дар Бекетта и щедрый мелодический талант Бакли нашли наиболее полное воплощение. Диск, который спродюсировал Джерри Йестер из LOVING SPOONFUL, включал их маленький шедевр Morning Glory (позже свои версии песни сделали BLOOD, SWEAT & TEARS, английская прог-рок-группа DECAMERON и др.), монолог-исповедь Бакли Once I Was, полную вокальной эквилибристики I Never Asked To Be Your Mountain, а также политически заостренный заглавный номер. Альбом имел успех как у критики, так и у слушателей — рефлексирующей молодежи эпохи Монтерея.

8 марта 1968 Тим, вместе с Элбертом Кингом и BNIG BROTHER & THE HOLDING Co, играл на открытии концертного зала “The Fillmore East” в Нью-Йорке, а в октябре того же года дал серию концертов в Британии и записал шесть песен для программы “Top Gear” на Radio 1.

Однако, как заметил один из исследователей творчества Бакли, его таланту были слишком узки рамки избранного жанра. Уже в следующем альбоме “Happy Sad” (март 1969), продюсерами которого стали Йестер и еще один SPOONFUL Зэл Яновски, наметился переход от мелодичных баллад к импровизационным и спонтанным по настроению джазовым инструменталам, а бэк-группа (костяк которой составляли Ли Андервуд, Картер Коллинз, Джон Болкин, Арт Трипп) была урезана до экономичной ритм-секции. Потерявшая интерес к певцу “Elektra” не возобновила контракт с ним (хотя в октябре 1970 вышел его последний альбом для этой компании “Lorca” — как явствует из названия, посвященный памяти великого испанского поэта), и Бакли перешел под крыло компании Коэна и Заппы Straight Records, для которой записал меланхоличный “Blue Afternoon” (январь 1971) и смутивший даже самых верных его почитателей экскурс в мир нового джаза “Starsailor” (январь 1971), где он использовал свой голос как уникальный инструмент, а музыкально пытался развивать идеи Джона Колтрэйна.

Потеряв доверие и со стороны шоу-бизнеса, и со стороны слушателей, Бакли на два года оставил музыку. Одно время он водил грузовик, был таксистом, а потом уединился с семьей в Калифорнии, где сочинял киносценарии для Голливуда и даже пробовал себя на театральных подмостках, сыграв несколько ролей в постановках «Случай в зоопарке» Олби и «Выхода нет» Сартра.

В конце 1972 Тим Бакли подписал новый контракт с “Warner Bros.” и выпустил спродюсированный Джерри Голдстайном альбом “Greetings From LA”, который стал свидетельством еше одной смены направления — на этот раз в сторону фанка и современного ритм-энд-блюза. Его мрачные образы и разрушительная агрессия в известном смысле предвосхитили появление панк-фанка и но-уэйв начала 80-х годов.

Следующий альбом “Sefronia” (1973) вышел под новым лэйблом Херба Коэна “Discreet” и стал знаком возвращения певца к своим мелодическим корням, но едва ли был достаточно оригинален, чтобы вернуть внимание аудитории. В этот период Тим активизировал свои занятия литературой и театром, а также был приглашен сыграть роль Вуди Гатри в экранизации его автобиографической книги «Поезд мчится к славе» (к сожалению, этот план так и не был реализован). Летом 1974 он гастролировал в Европе и Британии, играл на фестивале в Небуорте и снялся в телепрограмме “Old Grey Whistle Test”.

Девятая и последняя пластинка Бакли “Look At The Fool” появилась в конце 1974 и вызвала разноречивые отклики в прессе: от благосклонных авансов до обвинений в конъюнктуре и безадресности. Трудно сказать, за кем была бы истина, поскольку 29 июня 1975, во время вечеринки в Санта-Монике, Калифорния, Бакли, веря, что ему предлагают кокаин, вдохнул смертельную дозу смеси героина с морфином. Не приходя в сознание, он умер в тот же день в местной больнице. Хозяин квартиры, в которой произошла трагедия, был позже осужден за непреднамеренное убийство.

С началом 80-х годов популярность нео-готики, новой психоделии и атмосферной музыки 4AD стимулировали новый рост интереса к музыке Тима Бакли. В 1984 THIS MORTAL COIL сделали достаточно неожиданный кавер его песни Song To The Siren, а Иэн Мэттьюз в 1994 — неплохую версию Morning Glory. Вышло несколько компиляций (в том числе “The Best Of Tim Buckley”, которая включала его переработку номера Фреда Нила “Dolphins”) и альбом “Dream Letter”, записанный с концерта в 1968 и прекрасно передающий магию живых выступлений певца. В начале 90-х “Elektra” в США (и Demon в Британии) предприняли переиздание его архивов. В 1994 вышел концертный альбом, записанный в клубе Troubadour 3-4 сентября 1969.

Сын Тима, Джефф Бакли, дебютировал в 1994 многообещающим альбомом “Live At Sin-e”, и собрал много теплых рецензий, большинство из которых сравнивали его песни с лучшими работами отца. — Андрей Бурлака.


Дискография: Blue Afternoon (WARNER BROS/STRAIGHT, 1970); Lorca (ELEKTRA, 1970); Starsailor (WARNER BROS/STRAIGHT, 1971); Greetings From (LA WARNER BROS., 1972); Sefronia (WARNER BROS/DISCREET, 1973); Look At The Fool (DISКREET, 1974); The Best Of Tim Buckley (RHINO, 1983); The Late Great Tim Buckley (WARNER BROS., 1984); Dream Letter (DEMON, 1990); Tim Buckley (ELEKTRA, 1992); Lorca (ELEKTRA, 1992); Happy Sad (ELEKTRA, 1993); Live At The Troubadour 1969 (DEMON, 1994).

Дискография:

Студийный альбом:

Сайт создан в системе uCoz