Black UhuruЯмайская вокальная реггей-группа, последователи Боба Марли. Летом 1974 уроженец и житель Кингстона (Ямайка) Деррик «Даки» Симпсон (p. 24 июня 1950) и его приятели Гарт Деннис и Дон «Карлос» Маккарлос объединились под именем BLACK UHURU (на суахили слово “uhuru” означает «свобода») и начали, не привлекая особого внимания, выступать на дискотеках и в прибрежных отелях родного острова. Единственный записанный ими сингл на студии “Dynamic Sounds” “Folk Song” тоже не вызвал интереса у слушателей и через год трио развалилось. Карлос позже выступал соло (без особого успеха), а Деннис присоединился к WAILING SOULS. Тем не менее Даки в том же году нашел новых партнеров: его старинный знакомый Майкл Роуз (p. 11 июля 1957, Кингстон) стал ведущим певцом, а сам Симпсон и Эррол Нелсон из вокальной группы JAYES обеспечивали аккомпанемент. Своеобразный голос Роуза, хрупкий и трепетный, вызывал ассоциации с песнопениями растаманских проповедников, и быстро стал фирменным знаком группы. В 1977 на студии Принса Джемми новое трио записало вызвавшие реакцию в Британии синглы “Natural Mystic” и “(I Love) King Selassie”, а вслед за ними альбом “Love Crisis”, который был издан на другой стороне океана фирмой Каунта Шелли “Third World”. Несмотря на авансы музыкальной прессы, коммерческий успех альбома был крайне невелик, и ожидавший быстрых побед Нелсон вернулся к своим прежним коллегам. Симпсон и Роуз продолжали работать над новым материалом, который записывали с помощью известного продюсера Ли Перри. На одну из сессий Роуз пригласил своего старого знакомого, барабанщика Слая Данбара, который, в свою очередь, привел басиста Робби Шейкспира. Первый же спродюсированный Слаем и Робби для своей фирмы “Taxi” сингл (“Observe Life”) показал, что их союз обещает быть плодотворным. Осенью 1978 Даки услышал, как кто-то на улице поет песню Марли Natural Mystic. Выглянув из окна, он обнаружил девушку, которая несколько дней спустя стала третьим участником его группы — Сандру Джонс «Пума» (р. 5 октября 1953, Южная Каролина, США). Закончив факультет социологии Колумбийского университета, она получила ученую степень и попала на Ямайку, где стала работать в одной из социальных служб; здесь она приобрела некоторый опыт, выступая с одной из наиболее известных раста-групп RAS MICHAEL & THE SONS OF NEGUS. На протяжении следующего года Слай и Робби спродюсировали для очередной инди-фирмы “Cash & Carry Records” несколько, позднее ставших безусловной классикой синглов BLACK UHURU: Sun Is Shining, General Penitentiary, Abortion (песня была направлена против абортов и попала под запрет на Ямайке), Wood For My Fire, Plastic Smile, Shine Eye Gal, Rent Man и Guess Who's Coming To Dinner?. В конце 1979 они были собраны “Taxi” в альбоме “Showcase” (в том же году был переиздан в США и в Британии). Одновременно (конец 1979) нью-йоркская радиостанция WLIB спонсировала первый концерт трио за пределами Ямайки, в Хантер-колледже, оплатив им перелет до Нью-Йорка и гостиницу. Прямым следствием этого выступления стал контракт с “Mango Records” отделением “Island”, для которого весной 1980 Слай и Робби записали на Ямайке первый настоящий альбом группы “Sinsemilla”; его отличали идеальный баланс голосов, мощный ритм, отличные мелодии и сюжеты песен. В записи участвовал также Кит Ричард из ROLLING STONES. Прорыв к популярности, однако, состоялся для BLACK UHURU только после издания следующего альбома “Red”, выход которого был приурочен к началу их первого британского турне. Следующий диск, концертный “Tear It Up”, включал прежде всего новые версии их ранних синглов, записанные во время европейских гастролей зимой 1981—82 и вышел в феврале 1982. Два месяца спустя появилась и очередная студийная работа BLACK UHURU “Chill Out”, в которой трио обнаружило большую, нежели это можно было ожидать от реггей-группы, широту взглядов — темы песен касались жизни в Нью-Йорке, личных эмоций, традиционных гастрольных наблюдений. Как и прежде, выход альбома сопровождало большое турне, финальным аккордом которого стало выступление BLACK UHURU на стадионе “Wembley” 25-26 июня 1982, когда они открывали концерты ROLLING STONES. После 1983 дела группы пошли на спад. Альбом “Anthem” обнаружил тенденцию к самоповтору, хотя и включал отличную собственную “Party Next Door” и версию номера Литл Стивена ван Зандта “Solidarity” (по иронии судьбы, именно он был удостоен премии “Grammy”). Для издания в Штатах и Европе Шейкспир и Данбар были вынуждены перевести его. С выходом на “Island” сборника хитов “Reggae Greats” контракт был завершен, и BLACK UHURU на время исчезли. В 1986 Майкл Роуз объявил о желании начать соло-карьеру (она вылилась в единственный альбом “Proud”, изданный RCA в 1990). Новым лидером стал Делрой «Джуниор» Рид, который поначалу пытался (довольно неуклюже) подражать манере Роуза. Его дебют состоялся на изданном фирмой “Ras” альбоме “Brutal”. Хотя Слай, Робби и Taxi All Stars по-прежнему фигурировали как исполнители, над альбомом работал целый ряд продюсеров, включая модного Артура Бэйкера. Осенью 1987 BLACK UHURU дали серию концертов в Нью-Йорке с группой, в состав которой входили гитарист Эрл «Чинна» Смит и барабанщик Санта Дэвис. Выступление в старом отеле “Ritz” было записано и на следующий год издано пластинкой на небольшой фирме “Rohit”. Как оказалось, она стала последней совместной работой состава Даки — Пума — Рид. Вскоре Пума была вынуждена оставить сцену, а 28 января 1990 умерла от рака. Следующий альбом “Positive” (1987) продюсировал Стивен Стоуни; место Пумы в нем заняла уроженка Ямайки Эла Фанк с весьма похожим на нее голосом. После этого Даки Симпсон принял решение распустить трио, а в начале 1990 воссоединился со своими старыми партнерами Карлосом и Деннисом. В том же году они записали для “Mesa” новый альбом “Now”, богато аранжированный, но звучавший в духе ранних BLACK UHURU. Среди номеров выделялась неожиданная реггей-версия стандарта “Hey Joe”. В 90-х годах участники BLACK UHURU первыми из реггей-артистов получили премию “Grammy”, а позднее еще трижды выдвигались на ее соискание. Джуниор Рид в 1989 вернулся на сцену с синглом One Blood и одноименным альбомом (1990), который включал причудливо аранжированную интерпретацию Eleanor Rigby. В начале 90-х годов Рид также записывался с английской группой SOUP DRAGONS. = Андрей Бурлака. Дискография: Love Crisis (Prince Jammy-Third World, 1977) Showcase (Taxi-Virgin/Heartbeat, 1979) Sinsemilla (Island/Mango, 1980) Black Sounds Of Freedom (Greensleeves, 1981) Red (Island/Mango, 1981) Black Uhuru (Virgin, 1981) Guess Who's Coming To Dinner (Heartbeat, 1981) Tear It Up (Island/Mango, 1982) Chill Out (Island/Mango, 1982) The Dub Factor (Island/Mango, 1983) Anthem (Island/Mango, 1983) Reggae Greats (Island/Mango, 1985) Brutal (RAS, 1986) Brutal Dub (RAS, 1986) Positive (RAS/Munich, 1987) Positive Dub (RAS/Roir, 1988) Live In New York City (Rohit, 1988) Now (Mesa-East West, 1990) Now Dub (Mesa-East West, 1990) Iron Storm (Mesa-East West, 1991) Iron Storm Dub (Mesa-East West, 1992) Mystical Truth (Mesa-East West, 1993) Mystical Truth Dub (Mesa-East West, 1993) Strongg (Mesa-East West, 1994) Strongg Dub (Mesa-East West, 1995) Liberation: The Island Anthology (Island, 2CD, 1996) Junior REID: One Blood (Big Life/Mercury, 1990) Visa (Greensleves,1993) Michael Rose: Proud (RCA, 1990) Be Yourself (Heartbeat, 1996) |