Black Oak ArkansasАмериканская рок-группа. Бескомпромиссные и шумные рокеры с американского Юга, пик популярности которых пришелся на середину 70-х годов, BLACK OAK ARKANSAS играли динамичный и жесткий гитарный рок с блюзовой основой и интонациями соул, добились признания аудитории ценой бесконечных гастролей и оказались связующим звеном между традициями южного буги THE ALLMAN BROTHERS BAND или LYNYRD SKYNYRD и металлом 80-х годов, а их биография может служить иллюстрацией к любимому американскому сюжету о взлете «из грязи в князи». Все будущие участники оригинального состава группы родились и выросли в сельских районах Арканзаса и вместе ходили в школу городка Блэк Оук, где вскоре приобрели сомнительную известность как участники уличной шайки, наводившей страх на соседей и прохожих. В 1964 ее главарь, Джим Мэнграм, предпочитавший называться Дэнди (Jim “Dandy” Mangrum, p. 30 марта 1948, Блэк Оук) — пижонское прозвище происходило от модной в 50-х годах песенки и объяснялось стилем его жизни — предложил своим соратникам сделать группу, для которой заранее придумал название THE KNOWBODY ELSE. В составе: Дэнди (вокал, стиральная доска, поначалу заменявшая им бас), Рик «Рикошет» Рейнолдс (Rick “Ricochet” Reynolds, p. 29 октября 1948, Мэнилан; соло-гитара, вокал), Стэн «Губер» Найт (Stan “Goober” Knight, p.12 февраля 1949, Литл-Рок; гитара, скрипка, тенор-саксофон), Харви Джетт (Harvey Jett; ритм-гитара) и Пат «Дерти» Догерти (Pat “Dirty” Daugherty, p.11 ноября 1947, Джонсборо; барабаны, вокал) — они начали выступать в кафе и на ближайших танцплощадках с репертуаром из текущих хитов и старых рок-н-роллов. Качество оставляло желать лучшего и служило препятствием для доступа на более престижные площадки, поэтому Дэнди с Рикошетом, подначиваемые менеджером (и одноклассником) Барри Смитом, украли усилители и колонки в “Monette High School” в Блэк Оуке. В январе 1966 полиция нашла преступников, и троицу ожидали суровые приговоры, но тут в дело вмешались родители: за технику и моральный ущерб было сполна заплачено и воры были отпущены на поруки. (В 1976 группа опубликовала пресс-релиз, в котором эта история была предана гласности, правда, в весьма приукрашенном виде.) Годом позже в группе появился новый барабанщик Уэйн Эванс (Wayne Evans). Догерти купил бас-гитару, а Дэнди освободил руки для микрофона. Группа продолжала покорять Арканзас, но с ростом репутации и профессионализма отваживалась и на вылазки в Мемфис и Новый Орлеан. В 1969 они записали альбом для располагавшейся в Мемфисе фирмы “Stax”, но интерес к нему был крайне невелик (а ориентированная преимущественно на черную музыку компания даже не пыталась рекламировать его), поэтому в том же году THE KNOWBODY ELSE покинули Юг и перебрались в Лос-Анджелес, где не мудрствуя лукаво назвались BLACK OAK ARKANSAS и без особых усилий подписали контракт с “Atco”. В сентябре 1971 дебютный альбом группы (его спродюсировали Майк Пинера и Ли Дормен из IRON BUTTERFLY), после двухмесячного пребывания в чартах, достиг 127-го места, хотя песню Memoirs At The Window крутили многие ди-джеи. Несмотря на столь мизерный результат, фирма верила в BLACK OAK ARKANSAS и пластинки выходили одна за другой: “Keep The Faith” (1972, № 103), “If An Angel Came To See You Would You Make Her Feel At Home?” (1972, № 93), “Raunch And Roll” (1973), и хотя они не были мега-селлерами, но за счет непрерывных гастролей продолжали медленно, но верно приносить дивиденды. Длинноволосый, как правило, по пояса обнаженный и громкоголосый Дэнди держал зал в постоянном напряжении, в то время как группа играла свои бесконечные буги. Попытка вторгнуться на территорию CREEDENCE с их суомп-роком (на третьем альбоме) вызвала падение спроса и группа вернулась к проверенным образцам стиля. В 1972, заработав первый миллион, BLACK OAK ARKANSAS решили не мелочиться и купили поместье “Boone Country” в окрестностях озера Булл-Шоулз в родном Арканзасе, где построили дом и поселились коммуной — как GRATEFUL DEAD. Прорыв к национальной популярности состоялся на Рождество 1973, когда их номер Jim Dandy To The Rescue (вольная переработка хита Лаверн Бэйкер образца 1956) при поддержке местного радио достиг 25-й строки, подогрев интерес к альбому “High On the Hog”. Он не преодолел 52-й отметки, однако, провел в списках 22 недели, разошелся полумиллионным тиражом и принес BLACK OAK ARKANSAS первый «золотой диск». Во время записи Hog в группе дебютировала певица Руби Старр (Ruby Starr). Она несколько лет пела с ними, придав равновесие сценическому шоу BLACK OAK ARKANSAS. До этого Руби записывалась с тромбонистом CRUSADERS Уэйном Хендерсоном. После выхода альбома “Street Party” (1974, № 52) группу покинул Джетт, и его место занял Джимми Хендерсон (Jimmy Henderson, p. 20 мая 1954, Джексон, Миссисипи; гитара, банджо, фортепьяно), а следом за менее удачным “Hot And Nasty” (1974) Уэйна Эванса сменил Томми «Дорк» Олдридж (Tommy “Dork” Aldridge, p.15 августа 1950, Нэшвилл), дебют которого состоялся в их первом британском турне, когда группа «разогревала» залы для BLACK SABBATH (Оззи запомнил барабанщика и шесть лет спустя пригласил его в свою группу). В 1975—77 вышло еще несколько пластинок: студийный (“Ain't Life Grand”) и еще один концертный (“Live Mutha”) альбомы, переиздание их бесславного дебюта (“The Early Years”) и несколько сборников. В 1975 они подписали новый контракт с MCA, возобновив карьеру с альбомом “X-Rated” (№ 99) и синглом “Strong Enough To Be Gentle” (№ 89 в январе 1976). Монолитное до тех пор единство группы вдруг дало трещину и в одночасье рассыпалось: Рейнолдса сменил Грег Рединг (Greg Reding), Найта и Догерти — Джек Холдер (Jack Holder; гитара) и Энди Тенас (Andy Tanas; бас), а в 1978 Олдридж ушел к Пату Трэверсу и его место занял новый барабанщик Джоэль Уильямс (Joel Williams). После еще одной неудачной пластинки на MCA (“Balls Of Fire”) Дэнди еще раз сменил «порт приписки» и заключил соглашение с компанией Фила Уолдена “Capricorn”, на которой работали почти все группы «южного буги», но после альбомов “Race With The Devil” (1977) и “I'd Rather Be Sailing” (1978) состав группы окончательно потерял стабильность, а спрос на подобную музыку сошел на нет, и на рубеже 80-х годов Мэнграм со случайными партнерами продолжал играть по клубам (на афише его обычно именовали Джимом Данди), не имея контракта, но сердечный приступ прямо на сцене поставил точку и на концертах. Снова о нем вспомнили только весной 1984, когда Тони Йомми безуспешно звал его занять место Гиллана в BLACK SABBATH. В том же году набравшийся сил Дэнди и Рик Рейнолдс реорганизовали BLACK OAK ARKANSAS и выпустили лишенный откровений «цельнометаллический» камбэк-альбом “Ready As Hell” на фирме “Heavy Metal Records”. — Андрей Бурлака. Дискография: Raunch And Roll (Live) (ATCO/ATLANTIC, 1973); Hot And Nasty (ATCO/ATLANTIC, 1974); 10 Years Overnight Success (MCA, 1976); I'd Rather Be Sailing (CAPRICORN, 1978); THE KNOWBODY ELSE. The Knowbody Else (STAX, 1969). |