Allisoc LutherЭллисон Лютер (17 августа 1939, Мэйфлауэр, Арканзас, США — 12 августа 1997) — американский блюзовый певец и гитарист, ветеран чикагской блюзовой сцены 60-х годов, блюз-рокер начала 70-х, традиционалист в 80-х, неожиданно ставший в конце 90-х годов бесспорным лидером техасского блюзового стиля. Из 15 детей в семье был предпоследним. Первый музыкальный опыт — пение в хоре и игра на органе в церкви. Семья переехал в Чикаго в 1941. Подростком играл в полупрофессиональной вокальной группе THE SOUTHERN TRAVELLERS, исполнявшей музыку госпел. Учился в одном классе с сыном Мадди Уотерса и имел возможность присутствовать не только на концертах отца Чикагского блюза, но и на его репетициях. Всерьез увлекся игрой на гитаре только в 18-летнем возрасте. С 1957 вместе со старшими братьями играл ритм-энд-блюз в группе РОЛЛИНГ СТОУНС (ROLLING STONES), переименованной позже в FOUR JIVERS. Аккомпанировал Фредди Кингу (Freddie King), Мэджику Сэму (Magic Sam) и Отису Рашу (Otis Rush). Под влиянием последних перешел на стиль «вест-сайд блюза». С 1959 начал выступать самостоятельно. Синглы, записанные в середине 60-х годов на чикагской фирме “Delmark” собраны в альбом “Sweet Home Chicago”. Дебютный альбом “Love Me Mama” записал для этой же фирмы в 1968. Успешное выступление на престижном блюз-фестивале “Ann Arbor Festival” подтвердило, что музыка Эллисона в равной степени привлекает и любителей блюза, и поклонников рока. На волне этого успеха Эллисон подписывает в 1972 контракт с фирмой “Motown”. Однако интерес публики к блюзу в США стремительно падает, а Эллисон обнаруживает, что в европейских музыкальных клубах для него всегда есть работа. В 1979 он окончательно перебирается в Париж. Работа в маленьких клубах чередуется с успешными выступлениями на крупнейших джазовых фестивалях. В альбоме “Where Have You Been” представлены записи Эллисона в манере жесткого энергичного электроблюза, сделанные на джазовом фестивале в Монтре с 1976 по 1994. В те же годы для небольших европейских фирм он записывает альбомы акустического блюза, такие как “Hand Me Down My Moonshine”. Записанный в 1994 для европейской фирмы альбом “Soul Fixin’ Man”, переизданный чикагской фирмой “Alligator”, стал первым за 20 лет альбомом Эллисона, выпущенным в США. Возвращение обернулось триумфом: выступления в качестве хедлайнера на всех значительных блюзовых фестивалях США, аншлаговые гастроли, блестящие рецензии, статьи во всех блюзовых и гитарных журналах. 1995 принес ему награды имени У. К. Хэнди по 5 основным категориям и десять ежегодных премий ведущего блюзового журнала “Livin’ Blues”. Два следующих альбома, записанных в Мемфисе специально для “Alligator”, приумножили этот успех. По мнению экспертов из “Guitar Player” его «свирепое соло сочетает мудрость опытного рассказчика с элегантностью Би Би Кинга, гибкостью Бадди Гая и густым жалящим тоном Алберта Кинга». Лютер Эллисон играет современный вариант техасского блюза с энергетикой, редко свойственной его ровесникам из рок-епархии. Весь 1997 был расписан на гастроли, но 10 июля у Лютера Эллисона был диагностирован рак легких и верхних дыхательных путей, а через месяц с небольшим его не стало. — Андрей Евдокимов. Дискография: Love Me Papa (Black & Blue, 1977); Live In Paris (часть 1) (Blue Sky/Buda, 1979); Live In Paris (часть 2) (Album/Buda, 1979); Gonna Be A Live One In Here Tonight (часть 1) (Rumble, 1979); Power Wire Blues (часть 2) (Rumble, 1979); Time (Paris Album/Buda, 1980); Life Is A Bitch (Encore!/Melodie, 1984); Serious (Blind Pig, американское переиздание “Life Is A Bitch”, 1984); Here I Come (Encore!/Melodie, 1985); Rich Man 1989 (Trip/Entente, 1987); Let's Try It Again — Live 1989 (Trip / Melodie/ Eastwest, 1989); More From Berlin (Trip/Melodie/Eastwest, 1991); Hand Me Down My Moonshine (In-Akustik, 1992); Love Me Papa (Evidence, 1993); Soul Fixin' Man (Alligator, 1994, европейское издание “Bad Love”, Ruf Records); Blue Streak (Alligator Records, 1995); Live in Paris, компиляция (Trip, 1996); Where Have You Been (Ruf Records, 1996); Motown Years (Motown, 1996); Reckless (Alligator Records, 1997). |