Chuck BerryБерри Чарлз Эдвард Андерсон (р. 18 октября 1926, Сент-Луис, Миссури) — американский певец, гитарист и автор песен. Влияние Чака Берри на эволюцию рок-н-ролла огромно. Артисту было уже тридцать, когда он начал записываться, но его энергичные песни увлекали и захватывали молодых людей. Он начал заниматься музыкой в детстве, в пятнадцать лет научился играть на гитаре. Но этот период был омрачен трехлетним пребыванием в исправительной колонии для малолетних преступников за вооруженное ограбление. После освобождения Берри был разнорабочим (в нескольких местах), а по вечерам играл в барах Сент-Луиса. Воодушевленный гитаристом Карлом Хоганом (Carl Hogan) из TYMPANY FIVE Луиса Джордана (Louis Jordan) и Чарли Кристианом (Charlie Christian), Берри продолжал повышать свое мастерство и с этой целью купил магнитофон для записи набросков композиций. В следующем году он присоединился к Джонни Джонсону (Johnnie Johnson; фортепиано) и Эбби Харди (Ebby Hardy; барабан). Через несколько месяцев трио стало популярным. Они играли смесь ритм-энд-блюза, кантри/хиллбилли и стандартов, в частности, исполняемых Натом Кингом Колом (Nat King Cole), в стиле которого Берри смоделировал свой кул-вокал. Гитарист также создал и возглавил свою собственную группу, CHUCK BERRY COMBO, изменив свое имя, чтобы не смущать отца. В 1955, случайно оказавшись в Чикаго, Берри встретился с Мадди Уотерсом (Muddy Waters), который посоветовал молодому певцу записаться в “Chess”. Демо-записи оригинальной песни Чака Ida Mae было достаточно, чтобы заключить контракт с фирмой, и композиция, переименованная в Maybellene, стала его дебютным синглом. Этот сингл возглавил чарты ритм-энд-блюза и занял пятое место в американском хит-параде. Успех был немного омрачен тайным соглашением с издателем, по которому Берри дожен был делить авторские права с Рассем Фрэтто (Russ Fratto) и диск-жокеем Аланом Фридом (Alan Frid) за раскрутку мелодии на радио. Эта ситуация оставалась нерешенной вплоть до 1986. Следующие хиты Берри — Thirty Days и No Money Down — пользовались успехом, но только третья запись была по-настоящему продуктивной, включив классические Roll Over Beethoven, Too Much Monkey Business и Brown-Eyed Handsome Man. Синглы Берри, названия которых читаются как словарь по истории поп-музыки — School Days (первая в ритм-энд-блюзовых чартах), Reelin' And Rockin', Rock ‘N’ Roll Music (1957), Sweet Little Sixteen, Johnny B. Goode (1958), Back In The USA, Let It Rock (1959), Bye Bye Johnny (1960) — составляют лишь небольшую часть выдающихся произведений, записанных им в этот плодотворный период. Берри, как и другие музыканты этого периода, использовал одновременно элементы кантри и ритм-энд-блюза, но его острая, пикантная лирика, которую четкая дикция певца делала еще более ясной, открыла новое направление в этом жанре. Такое, ни с чем не сравнимое исполнение не только определило рок-н-ролл как стиль, но и стало основной моделью для последующих поколений. И BEATLES и ROLLING STONES считали, что они в долгу перед Берри. BEATLES записали две его композиции, одна из которых, Roll Over Beethoven, вошла в американские чарты. ROLLING STONES использовали его Come On — он стал их дебютным синглом, Little Queenie, You Can't Catch Me и Around And Around, а также песни, написанные не Берри, но подражающие его манере исполнения. В интерпретациях песен Route 66, Down The Road Apiece и Confessin' The Blues, в целом соответствующих оригиналу, ритмичные и динамичные вариации гитариста Кейта Ричардса исполнены в стиле Берри. Группа BEACH BOYS переписала Sweet Little Sixteen как Surfin' USA, продав свой первый миллион записей, в то время, как другие группы дрались за то, чтобы записать его песни. В период с 1955 по 1960 17 композиций Берри входили в двадцатку лучших песен ритм-энд-блюза. Он появлялся в фильмах “Go Johnny Go”, “Rock, Rock, Rock” и “Jazz On A Summer's Day”, последний из которых был о выступлении артиста на джаз-фестивале в Ньюпорте в 1958, где он ошеломил аудиторию своей, ставшей знаменитой, «утиной походкой». Однако его личная и профессиональная репутация была подорвана 28 октября 1961, когда он был осужден за «перевоз несовершеннолетней девушки через границу штата в аморальных целях». Берри провел 20 месяцев в тюрьме, из которой вышел в октябре 1963, тогда, когда Memphis Tennessee, записанная в 1958, впервые попала в десятку лучших хитов Великобритании. В это время он записал несколько знаменитых композиций, в том числе Nadine, No Particular Place To Go, You Never Can Tell и Promised Land, каждая из которых снова вошла в тридцатку лучших песен. Однако успех вскоре стал ослабевать, и в 1966 Берри решил поправить дела, сменив студию “Chess” на “Mercury”. Но следующий альбом “Olden Hits” был перезаписью старого материала, а попытки приобрести современный образ в “Live At Fillmore Auditorium” (записанном с группой STEVE MILLER BAND) и “Concerto In B Goode” не имели успеха. Он вернулся к “Chess” в 1969 и восстановил свою репутацию мощным Tulane. Альбомы “Back Home” и “San Francisco Dues” содержали хорошо подобранный материал, а на концертах он показывал свой новый облик. Выступление в 1972 на фестивале в Манчестере не только дало Берри половину песен для альбома “London Sessions”, но и самый известный его хит My Ding-A-Ling — мягко-непристойный сингл, впервые записанный Дейвом Бартоломью. Хит возглавил чарты США и Великобритании, что было парадоксом на фоне его гораздо лучших, но коммерчески менее успешных, композиций. Это был его последний значительный хит, и, несмотря на то, что в дальнейшем он делал и новые записи, включая альбом “Rock It”, Берри все больше ограничивался ремиксами. Он приобрел репутацию жесткого бизнесмена и безразличного исполнителя, выступающего в сопровождении непостоянной группы, с которой отказывался репетировать. В кругах рок-исполнителей ходили слухи о том, что Берри не говорит заранее своей группе, с какой песней он собирается выступить. В течение многих лет Берри настаивал на предварительной выплате своего гонорара (обычно наличными), а на бис исполнял песни только после переговоров о дополнительной оплате. В 1979 Берри был осужден за неуплату налогов. После освобождения он предпринял мировое турне, но в последующее десятилетие им не было записано ни одной новой песни. В 1986 артист отпраздновал свое 60-летие гала-концертами в Сент-Луисе и Нью-Йорке. На последнем присутствовал Кейт Ричардс, хотя отношения между ними были натянутые, о чем стало известно из “Hail! Hail! Rock ‘N’ Roll” — документального обзора карьеры Берри. 1990-е годы начались у певца со споров и нарушения приличий в центре “Berry Park”, что вновь подорвало его репутацию. Однако нельзя недооценивать огромный вклад Чака Берри в развитие популярной музыки. Дискография: 21 GREATEST HITS BEST OF THE BEST OF CHUCK BERRY BIO ON THE BLUES SIDE ROCK AND ROLL MUSIC ROCK 'N ROLL MUSIC ROLL OVER BEETHOVEN ROCK GIANTS: 23 ORIGINAL HITS ROCK & ROLL SHOW THE INCREDIBLE CHUCK BERRY QUINTESSENTIAL, VOL 7: 1937-38 by Billie Holiday AFTER SCHOOL SESSIONS (1ST LP) (1957) CHUCK BERRY STORY 1955-1958 CHUCK BERRY IS ON TOP (1959) ROCKIN' AT THE HOPS (1960) NEW JUKE BOX HITS (1961) ST. LOUIS TO LIVERPOOL (1964) TWO GREAT GUITARS (1964) by Bo Diddley/Chuck Berry CHUCK BERRY IN MEMPHIS (1967) FROM ST. LOUIS TO FRISCO (1967) GOLDEN HITS (1967) LIVE AT FILLMORE AUDITORIUM (1967) CONCERTO IN B GOODE (1969) THE LONDON CHUCK BERRY SESSIONS (1972) THE GREAT TWENTY-EIGHT (1982) MORE ROCK & ROLL RARITIES (1986) ROCK 'N ROLL RARITIES (1986) HAIL! HAIL! ROCK 'N' ROLL (1987) THE CHESS BOX [BOX] (1988) BEST OF CHUCK BERRY (1990) MISSING BERRIES/RARITIES, VOL 3 (1990) CHUCK BERRY (BELLA MUSICA) (1991) THE CONCERT FOR THE ROCK AND ROLL HALL OF FAME LIVE (1996) |