Howlin' WolfНастоящее имя Бернет Честер Артур (Burnett Chester Arthur) (10 июня 1910, Вест-Пойнт, Миссисипи — 10 января 1976, Хайнс, Иллинойс) — американский блюзмен, певец, исполнитель на губной гармонике, гитарист, автор многих блюзовых стандартов; одна из наиболее значимых фигур в истории блюза вообще и чикагского блюза в особенности. Прозвище «Хаулинг вулф» (Воющий волк) получил в раннем детстве, но оно довольно точно соответствует его исполнительской манере. Причиной появления прозвища было его плохое поведение, которым отличается и взрослый Хаулинг Вулф. Детство и юность прошли в самом сердце блюзовой общины дельты Миссисипи. Первые уроки игры на гитаре он получил от блюзмена Чарли Паттона (Charlie Patton). Подростком он работал на ферме отца, по выходным играя блюз в окрестных кабаках, трудовых лагерях и фермах. Он одновременно играл на гитаре и губной гармонике, закрепленной на специальной подставке. Некоторое время бродил по Миссисипи вместе с другим блюзменом — Робертом Джонсоном (Robert Johnson), а также с Томми Джонсоном (Tommy Johnson) и Уилли Брауном (Willie Brown). Во время этих странствий он помог научиться игре на гитаре Роберту Джуниору Локвуду (Robert Jr. Lockwood), который, когда сам Хаулинг Вулф уже перестанет играть, будет одним из лучших электрогитаристов Чикаго. Во время 2-й мировой войны служил в вооруженных силах США, вернулся на Миссисипи в 1945, продолжал фермерствовать и играть блюз по выходным. В 1948 переехал в Западный Мемфис, где собрал свой первый блюз-бэнд. Среди его участников были такие заметные в истории блюза личности, как Джуниор Паркер (Junior Parker), Мэтт «Гитар» Мерфи (Matt “Guitar” Murphy), Пэт Хэр (Pat Hare) и Джеймс Коттон (James Cotton). Получил возможность регулярно выступать на местной радиостанции, а в 1951 по рекомендации Айка Тернера (Ike Turner) получил предложение на запись от Сэма Филлипса (Sam Phillips) в его студии “Sun” (где свои первые записи несколько лет спустя сделал и Элвис Пресли). Эти записи Сэм Филлипс продал фирме «Чесс», а изданы они были в 1952. Запись имела большой успех, и за право на работу с Хаулинг Вулфом развернулась борьба между фирмами «Чесс» и «Модерн Рекордс». С обеими фирмами Сэма Филлипса связывали весьма запутанные деловые обязательства. Часть мемфисских записей Хаулинг Вулфа вышла на «Модерн» (в том числе и те, что были опубликованы на «Чесс», но под другими названиями). В конце концов фирма «Чесс» оказалась единоличным обладателем прав на его записи. В 1953 Хаулинг Вулф переезжает в Чикаго, город, который станет его домом до конца жизни. В период расцвета его творчества, продолжавшегося до середины 60-х годов, Хаулинг Вулф записал множество блюзовых хитов как своего сочинения, так и сочинения Уилли Диксона. Многие из этих песен стали блюзовыми стандартами: Moanin’ At Midnight, Spoonful, Evil, Fourty Four, Smokestack Lightnin’, I Asked For Water, Tell Me, Sittin’ On Top Of The World, Back Door Man, Spoonful, The Red Rooster, Killing Floor — это лишь часть наиболее известных из них. Десятилетия спустя эти песни занимали и продолжают занимать важное место в репертуаре современных исполнителей. Для рок-музыкантов творчество Хаулинг Вулфа имело основополагающее значение. В 1965 по настоянию РОЛЛИНГ СТОУНС Хаулинг Вулф получил возможность выступить в телепрограмме «Шиндиг», транслировавшейся по общенациональному телевидению. В 1970 по инициативе и при участии музыкантов РОЛЛИНГ СТОУНС, а также Эрика Клэптона (Eric Clapton) и Стива Уинвуда (Steve Winwood) Хаулинг Вулф записал альбом в Лондоне. Соперничество, существовавшее между двумя звездами чикагского Блюза — Хаулинг Вулфом и Мадди Уотерсом (Muddy Waters), не мешало их близкому музыкальному сотрудничеству. Они не только часто выступали вместе, но и записали при участии Бо Дидли (Bo Diddley), Литл Уолтера (Little Walter) и Бадди Гая (Buddy Guy) альбом “The Super Super Blues Band”. А в 1973 также при участии английских музыкантов, Хаулин Вулф и Мадди Уотерс записали альбом «Возвращение в Лондон». В 1969 Хаулинг Вулф перенес сердечный приступ, а в 1970 попал в атомобильную катастрофу, после которой ему была удалена почка. Но, несмотря на ухудшающееся состояние здоровья, он продолжал гастролировать, записал еще три альбома, в том числе великолепный концертный. Его последнее выступление состоялось в Чикаго за два месяца до его смерти от почечной недостаточности. В 1980 его имя было внесено в Зал славы основателей блюза (Blues Faundation), а в 1991 — в Зал славы рок-н-ролла. — Андрей Евдокимов. Дискография: CADILLAC DADDY: MEMPHIS RECORDINGS 1952; LIVE IN CAMBRIDGE, MASS. 1966; BLUESMASTER (1996); VINTAGE BLUES. VOL. 1 (1996) by Various Artists; THE LEGENDARY MASTERS SERIES (1995); CHICAGO BLUE (1995); AMERICAN FOLK BLUES FESTIVAL 1962-1965 (1995) by Various Artists; AIN'T GONNA BE YOUR DOG: CHESS COLLECTIBLES, VOL.2 (1994); THE BLUES: A SMITHSONIAN COLLECTION OF CLASSIC BLUES SINGERS (1993) by Various Artists; HOWLING WOLF RIDES AGAIN (1991); THE CHESS BOX [BOX] (1991); HIS GREATEST SIDES. VOL 1 (1986); CHANGE MY WAY (1977); THE BACK DOOR WOLF (1973); LIVE AND COOKIN' AT ALICE'S REVISITED (1972); THE SUPER SUPER BLUES BAND (1968) by Bo Diddley/Waters/Howlin' Wolf; MORE REAL FOLK BLUES (1967); THE REAL FOLK BLUES (1966); LIVE IN EUROPE 1964 (1964); MOANIN' IN THE MOONLIGHT (1964); MOANIN' IN THE MOONLIGHT/HOWLIN' WOLF (1959); CROSSROADS: TEXAS COUNTRY BLUES by Various Artists; KINGS OF THE BLUES by Various Artists; BEST OF HOWLIN' WOLF; CHICAGO — 26 GOLDEN YEARS; HOWLIN' FOR MY BABY; KILLING FLOOR; MEMPHIS DAYS: DEFINITIVE EDITION. VOL 1; MEMPHIS DAYS: DEFINITIVE EDITION. VOL 2; THE WOLF IS AT YOUR DOOR; MUDDY & THE WOLF by Muddy Waters/Howlin' Wolf; THE REAL FOLK BLUES (GOLD DISC). |