Roy BuchananБьюкенен Рой (р. 23 сентября 1939, Озарк, Арканзас) — американский рок-гитарист. «Гитарист для гитаристов», по чьему-то удачному определению, он в силу различных причин всегда был более известен в профессиональной среде, нежели среди рядовых посетителей концертов или покупателей пластинок. Безупречную технику и стиль Бьюкенена высоко ценил обычно скупой на комплименты Кит Ричардс. «Он был первым великим рок-гитаристом, которого мне довелось услышать, — отозвался о нем как-то Робби Робертсон из THE BAND. — Его игра была восхитительна. Просто восхитительна». Родился в семье в семье духовного главы общины баптистов-пятидесятников, еще подростком оказался на ферме в Калифорнии и заканчивал школу в местечке Пиксли. Под впечатлением от бродячих блюзменов и исполнителей госпел, которые нередко гостили у них дома, он с семи лет начал осваивать гитару, а уже к девяти считался достаточно опытным, чтобы играть в клубах с местными группами. Когда Рою исполнилось пятнадцать, он ушел из дому и, получив свой первый профессиональный ангажемент, на три года стал участником группы будущего героя рокабилли Дэйла Хокинса (Suzi Q.). Конец 50-х годов Бьюкенен провел в бэк-группе известного рок-н-ролльщика Ронни Хокинса, где и состоялось его знакомство с Робби Робертсоном. В 1959 Рой женился (на протяжении следующих десяти с чем-то лет в его семье появилось шесть детей: «Секс и музыка, в сущности, одно и то же», — утверждал он в интервью) и, бросив гастрольную жизнь, обосновался в столичном Вашингтоне, где начал зарабатывать на жизнь сессионной работой. Он много и успешно записывался с Фредди Кэнноном, а также участвовал в десятках записей клиентов авторско-продюсерского дуэта Лейбер-Столлер. Как-то раз он подсчитал, что его Telecaster звучит в общей сложности на дисках более, чем ста исполнителей! Кстати, именно Бьюкенен был одним из главных популяризаторов этой, поначалу принятой музыкальным миром скептически, модели Лео Фендера. В 1968 он организовал первую собственную группу THE SOUNDMASTERS и время от времени гастролировал по клубам и курортам Восточного побережья, хотя по-прежнему оставался неизвестен за стенами студий. На протяжении 1970 Бьюкенен получил и отверг два почетных приглашения: сначала Джон Леннон приглашал его в состав PLASTIC ONO BAND, а затем то же самое предложили ROLLING STONES. Радикальные перемены в его жизни инспирировали восторженная статья в февральском номере журнала “Rolling Stone” за 1971 и прошедшая по национальным телеканалам программа с характерным названием “Best Unknown Guitarist In The World”. В 1972 читатели журнала “Guitar Player” назвали Роя Бьюкенена лучшим новым гитаристом. В том же году он подписал контракт с “Polydor” и дебютировал либерально принятым соло-альбомом, на котором с ним играл цвет тогдашних сессионеров. За ним последовал “Second Album” (1972), с восхитительным госпел Thank You Lord и поп-хитом Sweet Dreams (№ 40 в Британии в 1973), Thay's What I'm Here For (1974), In The Beginning (1974) и Resque Me (1975); концертный диск “Live Stock” (1975) завершил серию его альбомов для “Polydor”. Следующие три года Бьюкенен работал в США под эгидой “Atlantic”, с лэйблом которой вышли альбомы “A Street Called Straight” (1976), “Loading Zone” (1977) и “You're Not Alone” (1978). В их записи участвовали звезды джаз-рока — клавишник Zн Хаммер, басисты Стэнли Кларк, Доналд Данн и Уилл Ли, барабанщик Нарада Майкл Уолден, гитаристы Стив Кроппер и Рэй Гомез и многие другие. Большая часть этих альбомов была отмечена в чартах, хотя ни один из них не преодолел планку Топ40. В 1978 журнал “Time” назвал Бьюкенена «мессией гитары». После трехлетнего перерыва Рой вернулся в музыку в 1981 с альбомом “My Babe” (заглавная песня была его концертным хитом конца 60-х годов), в котором от кантри-рока, блюза и фьюжн он повернулся в сторону джаза. Его партнером на этом диске был сын легендарного джазового пианиста, барабанщик Дэнни Брубек. После еще одного, на этот раз четырехлетнего перерыва, в течение которого Рой изредка гастролировал, а больше боролся с алкоголизмом, его возвращение в музыку состоялось в конце 1985, когда Бьюкенен подписал новый контракт с “Alligator” (“Sonet” в Британии), а на следующий год издал отличный альбом “When A Guitar Plays The Blues”. В 1987 за ним последовал еще более сильный “Dancing On The Edge”, в котором партнером Бьюкенена стал техасский гармошечник и певец Делберт Макклинтон. Открывала его неожиданно «металлическая» версия стандарта “Peter Gunn”. В 1988 свет увидел третий альбом для “Alligator” “Hot Wire”, и воодушевленный успехом гитарист начал работу над следующей пластинкой, однако 15 августа 1988, после серьезной ссоры с женой, которая привела его в Исправительный центр городка Фэйрфакс в Вирджинии, Рой Бьюкенен был обнаружен повешенным на собственной рубашке в камере предварительного заключения. Следствие признало его смерть результатом самоубийства, хотя его друзья и знакомые продолжают оспариватиь этот вердикт. — Андрей Бурлака. |