John Lee HookerХукер Джон Ли (р. 22 августа 1917, Кларксдейл, Миссисипи, США) — американский блюзовый певец, гитарист. Его творчество оказало решающее влияние на развитие популярной музыки 2-й половины 20 века, блюза в особенности. Многократный лауреат премий “Grammy” и имени У. К. Хэнди. Родился в районе Дельты Миссисипи, однако детство проходило в относительной изоляции от признанной блюзовой общины 20-30-х годов. Первым наставником в блюзе был его отчим Уильям Мур (William Moore), музыкант-любитель, не оставивший записей. Хукер утверждал, что именно эти уроки определили формирование его индивидуального стиля. В детстве пел в церкви. В 15 лет отправился в Мемфис, где работал билетером в музыкальном театре, пел на улицах. Вернулся в Миссисипи на короткое время, затем вновь отправился странствовать с группой ЧЕТВЕРО ИЗ ФЭРФИЛДА (FAIRFIELD FOUR), затем с группой THE BIG SIX, которая исполняла религиозную музыку. В 1943 в Детройте работал дворником на автомобильном заводе, выступая по вечерам в небольших клубах черных кварталов и в пивных для рабочих. Первые попытки записать пластинку были неудачными до встречи с Бернардом Бесменом (Bernard Besman), пианистом и бизнесменом. Бесмен оценил необычность стиля Джона Ли Хукера и постарался в записи подчеркнуть ярко индивидуальные особенности его исполнения. Если бы не электрогитара, этот тип блюза можно было счесть за возвращение к довоенному кантри-блюзу. Компенсируя фантазией и выдумкой технические несовершенства звукозаписывающей студии, Бесмен запечатлел особую атмосферу хукеровского блюза. Обычно он записывался сольно, большинство песен строилось на одном аккорде, примитивная гитарная партия представляла собой полную противоположность и мягкой изысканности блюзовых баллад, и ансамблевому свингу ритм-энд-блюза, господствовавшим в чартах. Однако глубокий голос Хукера в сочетании с неотвратимо нагнетающим атмосферу ритмом оказывали на слушателей почти гипнотическое воздействие. Ставка на самобытность в противоположность господствовавшим музыкальным течениям оправдалась. Выпущенный в 1948 сингл с блюзом Boogie Chillen возглавил ритм-энд-блюзовый чарт и разошелся тиражом около миллиона экземпляров. Сегодня эта песня считается блюзовой классикой. На рубеже 50-х годов записи Джона Ли Хукера выходили главным образом на лейбле “Modern”, с которым он был связан контрактом. Но, стараясь воспользоваться успехом, Хукер много записывался и для других фирм. И, если нужно было обойти контрактные ограничения, использовал псевдонимы: Birmingham Slim, Delta John, Texas Slim, Johnny Lee, John Williams, Boogie Man и John Lee Booker. Меняя имена, он никогда не менял звучание — это были сольные записи (изредка со вторым гитаристом), с акцентированным ритмом, примитивной, но выразительной гитарной партией и глубоким голосом. Следующими хитами стали Crawlin’ Kingsnake (1949) и I’m In The Mood (1951). Со второй половины 50-х годов Джон Ли Хукер записывается в Чикаго на фирмах “Chess” или “Vee-Jay”. Две его песни этого периода — Dimples (1956) и Boom Boom (1962) — имели значительный успех в Великобритании, оказав огромное влияние на формирование британского блюза. В США в этот период происходит возрождение интереса к фолк-блюзу, и Хукер переходит на акустическое или квазиакустическое звучание, выступает и записывается в этом качестве на Ньюпортском фестивале. На гастролях в Великобритании ему аккомпанируют ЭНИМАЛЗ (ANIMALS), ГРАУНДХОГC (GROUNDHOGS) (названные так в честь одного из его блюзов) и группа БЛЮЗБРЕЙКЕРC Джона Мэйэлла (John Mayall’s BLUESBREAKERS). Музыка Хукера завоевывает молодую белую аудиторию. В 1970 он записывает этапный альбом с популярной белой блюз-рок-группой КЭННД ХИТ (CANNED HEAT). Несколько последующих альбомов также записаны в сотрудничестве с популярными белыми рок-музыкантами Вэн Моррисон (Van Morrison), Стив Миллер (Steve Miller), Карл Редл (Carl Reddle), Элвин Бишоп (Elvin Bishop), Марк Нафтэлин (Mark Naftalin) (ex-Paul Batterfield Blues Band). Многие из песен на этих альбомах представляли собой переработки под рок-формат известных песен Хукера 50-х годов. К концу 70-х годов на фоне общего падения интереса публики к блюзу Джон Ли Хукер значительно теряет популярность, но продолжает выступать, не изменяя своему стилю, работая в основном в маленьких кафе и записываясь в полудомашних студиях энтузиастов блюза. Записи этого периода ныне относятся к числу наиболее значительных в истории блюза (альбомы “Alone”, “Cream” и др.) В 1980 его имя включено в Зал славы основателей блюза (Blues Faundation’s Hall Of Fame). Альбом 1986 впервые за сорок лет его карьеры удостоен премии “Grammy”. Казалось, это итог, на самом деле Джон Ли Хукер стоял на пороге нового блестящего успеха. В 1989 выходит альбом “Hiller”, записанный при поддержке старых друзей: Карлос Сантана (Santana), Бонни Рэйт (Bonnie Raitt), Роберт Крей (Robert Cray), Джордж Сорогуд (Geprge Thorogood) и других. Альбом был настоящим триумфом — высокие места в хит-парадах многих стран, “Grammy”, мультиплатиновый статус и видео в “Hot Rotation” на MTV. Альбом знаменовал новый этап карьеры Джона Ли Хукера в качестве эстрадной звезды и признанного блюзового патриарха. В 1990 его имя занесено в Зал славы рок-н-ролла (Rock’n’Roll Hall of Fame). Концерт в его честь в “Madison Square Garden” обернулся чествованием блюза, на котором его и других блюзовых ветеранов приветствовали эстрадные и рок-звезды. К его 70-летию звезда с его именем установлена на голливудском бульваре звезд. 50-летие профессиональной музыкальной карьеры Джон Ли Хукер отметил альбомом, записанным при участии певца-пианиста Чарлза Брауна, его старого друга еще со времен первых записей в Детройте. Полная дискография Джона Ли Хукера составила бы более сотни пунктов только официальных изданий. — Андрей Евдокимов. |