ПикникРок-группа (Ленинград, Санкт-Петербург). Возникла в сентябре 1978 в Ленинградском политехническом институте на обломках локально популярного «ОРИОНА» В составе: Сергей Омельниченко (гитара, вокал), Евгений «Жак» Волощук (бас), Алексей Добычин (вокал), Николай Михайлов (флейта) и Александр Мацков (барабаны), последнего два месяца спустя сменил Александр Кондрашкин. Некоторое время группа успешно сотрудничала с самодеятельным театром Ленинградского политехнического института, где участвовала в постановке музыкального спектакля «Слово о полку Игореве». В марте 1979 «ПИКНИК», состав которого усилил однокашник Михайлова Юрий Данилов (флейта, кларнет), дебютировал на ежегодном фестивале «Весна в Ленинградском политехническом институте», где сразу был замечен. Вскоре расстался с театральными подмостками и на протяжении следующих двух лет был одним из наиболее активных участников подпольной рок-сцены Ленинграда, а также побывал в Новгороде и Москве. Репертуар «ПИКНИКА» в эти годы опирался, главным образом, на песни Добычина и Омельниченко — энергичные рок-н-роллы или бит с симпатичными мелодиями и простодушно-рефлексивными текстами в духе популярной «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ» (несколько номеров этого периода сохранилось в записи на дебютном альбоме «ПИКНИКА» «Дым»). В рядах группы побывали разные музыканты, среди которых следует отметить Павла Кондратенко (впоследствии «ДЕМОКРИТОВ КОЛОДЕЦ» и «АЛИСА») и Петра Трощенкова. В начале 1981 «ПИКНИК» принял деятельное участие в создании Ленинградского рок-клуба, а той же осенью оригинальный состав группы распался: Данилов ушел в «ТАМБУРИН», Омельниченко в «ОРНАМЕНТ», Трощенков начал играть с «АКВАРИУМОМ», Михайлов стал членом совета рок-клуба, а в 1982 был избран его президентом. Волощук и Добычин собрали новую версию группы, в которую вошли участники еще одной рок-клубовской группы «ЛАБИРИНТ» Эдмунд Шклярский (гитара, фортепиано, вокал) и Александр Савельев (гитара). Эдмунд Шклярский (p. 26 сентября 1955, Ленинград) вырос в семье с крепкими музыкальными традициями, учился играть на скрипке, однако знакомство с рок-н-роллом поставило крест на его академической карьере. Осенью 1972 он несколько недель репетировал с Борисом Гребенщиковым, в ту пору второкурсником факультета прикладной математики Ленинградского университета (легендарный «АКВАРИУМ» тогда существовал скорее в его воображении, нежели на самом деле), но, в конце концов, предпочел идти своим путем. Годом позже он поступил в Ленинградский политехнический институт, а осенью 1973 организовал там свою первую группу «УДИВЛЕНИЕ». Следующей весной группа приняла участие в третьем фестивале групп политехнического института, получив специальный приз жюри за песню Э. Шклярского Дилижанс — вопреки господствовавшей в рок-движении моде на англоязычные стандарты, он с самого начала хотел петь по-русски и только свои песни. В середине 70-х годов Шклярский недолго играл в «ОРИОНЕ», потом репетировал с будущим основателем «СТРАННЫХ ИГР» Виктором Сологубом и, наконец, стал участником группы «ЛАБИРИНТ», с которой был принят в рок-клуб, а после ее распада попал в «ПИКНИК». Регулярно меняя барабанщиков и совершенствуя аппаратуру (на которой прошла едва ли не большая часть концертов рок-клуба в первой половине 80-х годов, в том числе его 1-й фестиваль), «ПИКНИК» постепенно пробился в число самых популярных групп клуба. В 1982 на студии Андрея Тропилло они записали альбом «Дым», который открыл Шклярского как сильного мелодиста и одаренного поэта. Весной 1983 «ПИКНИК» расстался с Добычиным (он вернулся к академической карьере и незаконченной диссертации) и занял третье место на фестивале рок-клуба, а еще через год раскололся надвое: Шклярский и Савельев ушли на профессиональную сцену, оставив за собой название «ПИКНИК», а Волощук и игравшие в группе на тот момент Сергей Шепель (гитара, фортепиано) и Леонид Кирнос (барабаны), организовали недолговечное «ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ». В конце 1984 Шклярский и Савельев при поддержке сессионных музыкантов Виктора Сергеева (клавишные), Владимира Сизова (бас) и Александра Федорова (барабаны) записали свой второй альбом «Танец Волка» — возможно, лучшую в истории «ПИКНИКА» работу, полную мрачных образов и драматических сюжетов, навеянных готическими рассказами Эдгара По и Натаниэля Готорна, а в музыкальном отношении близкую к эстетике барокко-рока. Благодаря расходившимся по стране записям популярность «ПИКНИКА» росла, хотя группа в этот период практически не существовала. Лишь в 1986 был сформирован ее новый состав: Шклярский, Савельев, бывший участник группы «ЗЕРКАЛО» Сергей Воронин (p. 29 марта 1956; клавишные), Юрий Ключанцев (клавишные, саксофон), Виктор Евсеев (бас, вокал) и Вадим Пономарев (ритм-бокс). Последнего через год сменил Леонид Кирнос (p. 28 августа 1957), некогда игравший в самодеятельном «ПИКНИКЕ» и группе «ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ». В сентябре 1988 «ПИКНИК» впервые за несколько лет выступил с сольной программой перед многотысячной аудиторией и был с восторгом встречен слушателями. Фирма «Мелодия» одну за другой выпустила две их пластинки. В январе 1989 группа чуть было не развалилась: вызванный популярностью приступ персональных амбиций повлек за собой уход Евсеева и Ключанцева, которые собрали группу «ЗАМОК ЗО» с покинувшими при аналогичных обстоятельствах «АЛИСУ» Андреем Шаталиным и Павлом Кондратенко. Бас-гитару снова взял в руки ветеран Сизов. В этом составе в сентябре 1989 группа выступила на организованном Александром Житинским и Андреем Тропилло под эгидой журнала «Аврора» одноименном рок-фестивале, где прозвучали фрагменты их новой программы. К марту 1990 «ЗАМОК ЗО», записав единственный альбом и совершив несколько гастрольных поездок, развалился, а «ПИКНИК» восстановил состав образца 1988. После длительного перерыва «ПИКНИК» вернулся в студию и записал мощный и убедительный в музыкальном отношении альбом «Харакири» (1992). Савельев к этому времени покинул сцену, став директором группы. Позднее он передал этот пост бывшему барабанщику «ПИКНИКА», Алику Бахтиярову. Чтобы заполнить некоторый вакуум в сценических аранжировках, в «ПИКНИК» был приглашен гитарист Андрей Мерчанский (опять-таки, из «ПРОДОЛЖЕНИЯ СЛЕДУЕТ» и осовремененной версии рекшановского «САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»). Он оставался в группе до весны 1994, после чего покинул музыку, а позже эмигрировал. Единственной вышедшей в этот период работой группы стал «Коллекционный альбом», в котором были представлены лучшие номера из репертуара группы за 1982…90. Казалось, «ПИКНИК» был обречен на судьбу многих групп, пик популярности которых пришелся на времена андерграунда и последовавшей за ним эйфории конца 80-х годов, однако группа удивила всех, найдя силы изменить устойчивый стереотип восприятия своей музыки лишь как повода для ностальгии. Изданный после длительной паузы в 1995 альбом «Немного Огня» уверенно подтвердил, что мелодический дар Шклярского с годами не скудеет, а его умение вписывать свои мелодии в современный музыкальный контекст, не меняя в них ни единой ноты и не изменяя избранному стилю, достойно восхищения. В 1996 на свет появился новый — восьмой (или девятый, если приплюсовать коллективный сборник «Вампирские Песни», в котором музыка «ПИКНИКА» занимает центральное место) диск «Жень-шень», началось переиздание его музыкальных архивов (интересно, что альбомы «ПИКНИКА» оформлены иллюстрациями Шклярского, что лишний раз демонстрирует многогранность его дарования). Не обошлось и без потерь. Осенью 1994 в автокатастрофе погиб барабанщик, а затем директор группы, Алик Бахтияров. Летом 1996 группу во второй раз оставили Евсеев и Ключанцев. Их место на этот раз занял не известный до этого момента Александр Рокин (р. 5 апреля 1963). «ПИКНИК» продолжает выступать и записываться. — Андрей Бурлака. Дискография: Танец волка (Аура, 1984); Дым (Аура, 1993); Коллекционный альбом 1983-93 (Аура, 1994); Харакири (Anima Vox, 1994; Студия Союз, 1996); Немного огня (Аура, 1995; Студия Союз 1996); Родом ниоткуда (Аура, 1995; Студия Союз 1996); Вампирские песни (Студия Союз, 1996). |