Wiliam Count BasieБейси «Каунт» Уильям (21 августа 1904, Ред-Банк, Нью-Джерси — 26 апреля 1984) — американский джазовый музыкант (фортепиано, орган), бэндлидер, композитор, аранжировщик. Музыкальные способности проявил в раннем возрасте, обучался игре на фортепиано (первой учительницей была мать, позднее для занятий приглашались частные педагоги). Избрал для себя профессию музыканта еще будучи подростком. Мечтал стать исполнителем на ударных инструментах, но в дальнейшем решил отдать предпочтение фортепиано. Выступал в местных оркестрах, участвовал в водевильных шоу в составе аккомпанирующих ансамблей. Переехав в Нью-Йорк, работал по ангажементам в оркестре Джуна Клерка и «Сонни» Грира, а также в качестве аккомпаниатора блюзовых певиц (Клары Смит, Мэгги Джо и других). В гарлемских кабачках и клубах с увлечением слушал знаменитых негритянских страйд- и буги-пианистов — Джеймса П. Джонсона, Лакки Робертса. Посещал кинотеатр «Линкольн», в котором играл на органе «Фэтс» Уоллер. Благодаря личному знакомству и дружеским отношениям с Уоллером стал его учеником, освоил его манеру исполнения на фортепиано и органе. В 1927 гастролировал в Канзас-Сити с шоу-труппой Газел Уайт в составе инструментального квартета. Вследствие напряженной работы перенес нервное расстройство, после 4-х месяцев лечения в клинике вернулся к активной деятельности. Играл в кабаре и дансингах, около 2 лет был тапером в кинотеатре. В течение короткого времени входил как сайдш в оркестр Элмера Сноудена (наряду с Джимми Харрисоном, «Дикки» Уэллсом, Бенни Картером, Отто Хардвиком, Элом Сирсом, «Дюком» Эллинг тоном, Сидом Кэтлеттом и «Чиком» Уэббом). В 1928—29 выступал как пианист-аранжировщик с ансамблем Уолтера Пэйджа ORIGINAL BLUE DEVILS (та же BLUE DEVILS), получив этот ангажемент при содействии певца «Джима» Рашинга (еще в 1927 Рашинг с некоторыми музыкантами Пэйджа и со своим квартетом встречались в свободное время для музицирования). Творческое сотрудничество с Пэйджем и Рашингом продолжал и после того, как ансамбль распался,— вместе с ними он примкнул к оркестру Бенни Моутена, одного из основоположников свингового стиля. Оркестр прекратил существование после смерти Moyтена (1936), несмотря на попытку его брата, пианиста и аккордеониста Моутена, взявшего на себя руководство этим коллективом, сохранить былой престиж и популярность моутеновского бэнда. В том же году Бейси создал собственный ансамбль из 9 человек (в основном из числа бывших участников оркестра Моутена), с которыми успешно выступал в “Reno Club” в Канзас-Сити. Местная студия радиовещания организовала серию передач непосредственно из клуба. С легкой руки ведущего радиоконцертов Бейси получил титул «Каунт» («Граф») — вероятно, по аналогии с «Дюком» Эллингтоном или Эрлом Хейнзом. Одну из таких передач услышал Джон Хэммонд, известный музыкальный критик, менеджер и меценат, первооткрыватель многих джазовых «звезд». Он дал восторженный отзыв о Бейси в журнале “Down Beat”, помог (при содействии Бенни Гудмена) организовать записи на фирме “Decca”, заключить выгодные контракты в Нью-Йорке. В 1936—37 состав ансамбля постепенно расширялся (3 тубы, 3 тромбона, 5 саксофонов и ритм-группа). Флетчер Хендерсон предоставил оркестру свои аранжировки. В 1936 играли первоклассные солисты — «Бак» Клэйтон, Гарри Эдисон, «Хот Липе» Пэйдж, Лестер Янг, Гершел Эванс, Эрл Уоррен, «Бадди» Тэйт, Бенни Мортон, «Дикки» Уэллс, «Ча» Берр и др. Ритм-группа была признана лучшей в свинге (Пол Уайтмен дал ей наименование ALL-AMERICAN RHYTHM SECTION). С оркестром выступали вокалисты Джимми Рашинг и Хелен Хьюмс, в 1937—38 — Билли Холидей (без записей на пластинки). В 40-е годы произошел заметный спад в деятельности Бейси и его биг-бэнда в связи с условиями военного времени, непостоянством исполнительского состава, экономическими причинами. Вместе с тем увеличилась доля участия Бейси в малых ансамблях, которые он эпизодически формировал с конца 30-х годов, главным образом из музыкантов своего оркестра. Наиболее значительные из них — KANSAS CITY FIVE, -SIX, -SEVEN, a также JONES — SMITH, INCORPORATED. К примечательным событиям, открывающим период становления Бейси как мастера комбо-джаза, относятся его выступления с малым составом в серии концертов “Spiritual То Sving” в Карнеги-холле (1939) и участие в секстете Бенни Гудмена. Кульминационный момент этого периода наступил в конце 40-х годов, когда общий кризис свинговых биг-бэндов и утрата интереса к ним со стороны публики побудили Бейси распустить свой оркестр и сосредоточиться на работе с малыми ансамблями (в основном с септетом, 1950—51). В 1952 биг-бэнд был возрожден — начался еще один важный период в его стилевой эволюции, новый расцвет его оркестра. Среди музыкантов — целая плеяда талантливых инструменталистов: Дж. Ньюмен, Тед Джояс, «Снуки» Янг, Генри Коукер, Бенни Пауэлл, Эл Грей, Пол Куиничет, Эдди «Локджо» Дэвис, Фрэнк Уэсс, Фрэнк Фостер, Билли Митчелл, Ф. Грин, Эдди Джонс, Гас Джонсон и «Сонни» Пэйн. С оркестром выступал певец Джо Уильямс. Мировая слава оркестра Бейси упрочилась благодаря многочисленным гастролям (в том числе в Европе — в 1954, 1956—57, 1959, 1962, 1966, 1969 и др., Японии — в 1962, Австралии — в 1965), участию в джазовых фестивалях (конец 50-х годов — Чикаго и Нью-Йорк, 1960 — “Randall's Island Jazz Festival”, 1961 — Гарлем и Франция, 1965 — Ньюпорт, 1966 — Монтерей, 1968 — Ньюпорт и Западный Берлин и др.), съемкам в кинофильмах (например “Sex And Single Girl”, 1963), активной работе на радио и тедевидении. С 1955 Бейси неоднократно занимал ведущие места в анкетах опросов публики и критики (в ряде случаев—вместе с Эллингтоном). В 1963 основал музыкальное издательство. В биг-бэнде и комбо Бейси прошли школу мастерства музыканты многих поколений. — Валерий Озеров. |