TSK Laboratory. Home ecyclopedia of music collections.
Yes

Yes

Английская арт-рок-группа YES стала, вне всякого сомнения, группой, в творчестве которой жанр, именуемый арт-роком (он же техно-рок, техно-флэш и т. п.), со всей его спецификой, определенными достоинствами и очевидными недостатками получил наиболее полное воплощение. Во времена, когда композиционная сложность и профессиональное мастерство в значительной степени предопределяли распределение мест в ежегодном табеле о рангах MELODY MAKERS и NME, YES были безусловными лидерами: Джон Андерсон два раза был первым среди певцов и трижды — среди композиторов, а музыканты редко выходили из призовой тройки. Лишь приход «новой волны» подвел итог этому пятилетнему периоду рок-абсолютизма.

Впервые название YES появилось на афише в июне 1968, хотя фактически основа группы была заложена в январе того же года, когда басист группы THE SYN Крис Скуайр познакомился в баре “La Chasse” в Сохо с певцом Джоном Андерсоном, который, расставшись с THE WARRIORS, пытался найти себе место в первоначальном составе GUN. Ангажировав гитариста THE SYN Пита Бэнкса, они организовали группу MABEL GREER'S TOY SHOP, которая играла стандарты фолк-рока и собственного производства психоделию, но распалась, когда после концерта с THE NICE, Андерсон решил, что пришло время сделать нечто подобное, но «побольше и получше», соединив псевдо-классические инвенции последних с высокими голосами в манере VANILLA FUDGE.

В составе: Джон Андерсон (Jon Anderson, p. 25 октября 1944, Аккрингтон; вокал, перкуссия), Питер Бэнкс (Peter Banks; гитара, вокал), Крис Скуайр (Chris Squire, p. 4 марта 1948, Лондон; бас, вокал), Тони Кэй (Tony Kaye; клавишные) и Билл Брафорд (Bill Bruford, p. 17 мая 1948, Севеноукс, Кент; барабаны), YES начали репетировать, взяв за основу репертуар TOY SHOP и THE WARRIORS. Кэй, ветеран множества поп- и блюз-групп, ушел от не сумевшей реализовать себя BITTER SWEET, тогда как профессиональный стаж Брафорда, напротив, был ограничен тремя выступлениями в составе SAVOY BROWN BLUES BAND.

Одно из первых публичных появлений YES состоялось 26 ноября 1968 в лондонском «Альберт холле», где они открывали прощальный концерт CREAM.

Несмотря на соседство с находившейся в зените популярности супергруппой, YES собрали много положительных рецензий, удостоились пророческого титула «следующей сенсации» и недельного ангажемента в “Marquee”.

В июне следующего года группа подписала контракт с “Atlantic”, дебютировав довольно бледной «сорокапяткой» “Sweetness” (сочиненной еще во времена TOY SHOP), а в ноябре выпустила первый альбом, включавший неожиданную версию “I See You” THE BYRDS (которой они придали почти джазовую камерность), а также битловской “Every Little Thing”. Летом 1970 за ним последовал “Time And A Word”, затейливые аранжировки которого включали звучание большого оркестра и превратили балладу Ричи Хэйвенса No Opportunity Necessary, No Experience Needed в монументальную сюиту. С этого же альбома началось сотрудничество YES с звукорежиссером Эдди Оффордом.

Группа пользовалась бешеным успехом в Британии, но фирма ждала от нее подвигов на другом берегу Атлантики, а они по-прежнему заставляли себя ждать. “Atlantic” уже предупредил музыкантов, что их третий альбом будет последним, и в середине 1970 Бэнкс почел за благо уйти. Его сменил Стив Хоу (Steve Howe, p. 8 апреля 1947, Лондон; гитара, вокал), бывший член блюзовых THE SYNDICATS и THE IN CROWD, психоделической TOMORROW и «недо-супергруппы» BODAST. Техничный, изобретательный и, что не менее важно, дисциплинированный гитарист, Хоу сразу же стал «существенным элементом музыки» YES. Во многом именно благодаря его участию, изданный осенью 1970 третий альбом YES стал долгожданным прорывом в США, принес группе популярность на УКВ и мини-хит Your Move/All Good People (№ 40, 1971).

В августе 1971 произошла вторая (и еще более существенная) замена: Тони Кэй, недовольный все более усложняющейся музыкой YES, ушел в группу Бэнкса FLASH, а позднее организовал собственный BADGER. На эту вакансию был приглашен сравнительно молодой, но крайне амбициозный клавишник Рик Уэйкмен (Rick Wakeman, p. 18 мая 1949, Лондон), который явно тяготился своей служебной ролью в фолк-роковых STRAWBS. Окончивший Королевскую музыкальную академию и прошедший хорошую школу многочисленных сессий Уэйкмен ясно представлял, какие песни нужны их потенциальным слушателям.

Он принес в группу обширный арсенал клавишных инструментов — от архаических клавесина и спинета до разнообразных синтезаторов — и концепцию «новой классики для нового поколения».

В этот период усилиями YES, ELP и GENESIS, а также их менее известных единомышленников и эпигонов, сформировался арт-рок, довольно искусственный по своей сути стиль, технически впечатляющий, но изрядно раздутый усилиями прессы и неоправданно претенциозный. Хиппи 60-х годов старели, становились респектабельными буржуа — их потребности в «серьезном» роке, формально сохраняющем признаки жанра, но «чистом» и в то же время легко усвояемом, как раз и отвечало появление этой музыки.

В случае YES это приняло форму искусственно усложненных номеров, как правило, коллективного сочинения, в которых участники группы пытались своими силами добиться «симфоничности» звучания если не по содержанию, то хотя бы по форме. В мелодическом отношении их музыка середины 70-х годов чаще всего скучна, а тексты напыщенны и банальны, но в момент своего появления арт-рок произвел настоящий фурор.

Альбом “Fragile” (сентябрь 1971) включал первый настоящий хит группы Roundabout (№ 13), честолюбивую переработку фрагмента 3-й части 4-й симфонии Брамса — уэйкменовский tour de force, а также великолепную обложку работы художника-фантаста Роджера Дина. За “Fragile” последовало первое американское турне YES, на волне успеха которого альбом взлетел до 4-го места и принес группе первый «золотой диск».

Следующий альбом, “Close To The Edge”, поднял амбиции YES на новый уровень: он содержал три многочастные композиции Андерсона и Хоу, достиг 4-й строки в “Billboard” и тоже стал «золотым», но сразу после его выхода, в августе 1972 заскучавший Брафорд ушел в KING CRIMSON. Выбор замены был по всем статьям неожиданным: Алан Уайт (Alan White, p. 14 июня 1949, Пелтон, Дорэм) был известен как известный рок-н-ролльный барабанщик, играл в HAPPY MAGAZINE, AIRFORCE, BELL'N'ARK, GRIFFIN, PLASTIC ONO BAND, с Джо Кокером, Аланом Прайсом и Джорджем Харрисоном. Его дебют состоялся на записи сингла с “America” Пола Саймона (№ 46), сделанной для юбилейного сэмплера “Atlantic” в сентябре 1972, и тройном концертнике “Yessongs”, неизбежно успешном (№ 12) и столь же неизбежно скучном. (В 1976 вышел 75-минутный фильм с тем же именем, отснятый на концерте в театре “Rainbow”; режиссер Питер Нил). Группа продолжала гастролировать по США, возглавляя афиши и собирая полные залы.

Тем не менее внутри группы назревал конфликт: персональные претензии Уэйкмена уже вышли за рамки чисто декораторских функций, а его образ жизнелюбивого ценителя пива и бифштексов, никак не согласовался с вегетариански интравертным имиджем всей группы. В феврале 1973 Рик выпустил свой первый концептуальный соло-альбом “Six Wives Henry VIII”, однако, остался в составе YES до мая 1974 и успел принять участие в их наиболее претенциозной работе, двойном альбоме “Tales From Topographic Oceans”, основанном на текстах шастрийских манускриптов. Критика альбом высмеяла.

После серии спекуляций по поводу возможной замены (наиболее вероятным кандидатом называли грека Вангелиса) место Уэйкмена занял классически образованный швейцарец Патрик Мораз (Patrick Moraz, p. 24 июня 1948, Морж), прежде работавший с арт-рок-группой MAINHORSE и трио REFUGEE (бывшие THE NICE). С его участием был сделан “Relayer” (сюитная “The Gates Of Delirium” по мотивам «Войны и мира» Льва Толстого на одной стороне и две 10-минутные пьесы — на другой) — № 5 в Америке.

После этого группа погрузилась в годичное молчание, прерываемое только выходами соло-альбомов всех участников. В 1976 YES совершили еще одно удачное турне по США, после чего Патрик Мораз ушел по извечной причине «художественные разногласия». Неожиданно для всех в группу вернулся Уэйкмен.

В августе 1977 альбом “Going For The One” на две недели возглавил британские чарты и был 8-м в Америке. YES сделали неделю аншлагов в нью-йоркском “Madison Square Garden” и крупнейших залах Новой Англии.

Сингловые версии альбомных “Wonderous Stories” и “Going For The One” были в Британии 7-й и 24-й соответственно.

Следующий альбом “Tormato” (сентябрь 1978) был 8-м в Англии и 10-м в США, а экологический гимн Don't Kill The Whale (против китобойного промысла) только 36-м. Весь следующий год был занят сольными проектами, а в марте 1980 Андерсон и Уэйкмен (у которых эти проекты шли лучше, чем у других) объявили о своем уходе.

Совершив еще один неожиданный шаг, Скуайр пригласил в YES участников группы новой волны BUGGLES: Тревор Хорн (Trevor Horn, p. 15 июля 1949; вокал, бас) и Джефф Даунс (Geoff Downes; клавишные), которые принесли в группу множество новых идей и мелодий (что давно стало в YES дефицитом).

Сделанный при их участии альбом “Drama” вышел в августе и опять стал бестселлером, а три концерта подряд в “Madison Square Garden” 4—6 сентября побили все рекорды заполнения этого зала. Тем не менее, самих участников это никак не вдохновило, и после полугодовой паузы Хорн ушел, чтобы стать продюсером (а заодно реставрировать идею BUGGLES). В январе Хоу начал репетировать с Джоном Уэттоном из UK, что годом позже вылилось в супергруппу ASIA, но финальный гвоздь в гроб легенды вбил сам Скуайр, когда 18 апреля 1981 было объявлено, что они с Уайтом соединяют силы с Джимми Пэйджем и Робертом Плантом (к сожалению, в отличие от ASIA, этот проект так и не вышел за двери репетиционного зала).

Полтора года спустя, осенью 1982 Скуайр и Уайт, по-прежнему вместе, затеяли еще одну супергруппу CINEMA: роль Уэйкмена получил Эдди Джобсон (Eddie Jobson, p. 28 апреля 1955, Биллингэм) из ROXY MUSIC, а Хоу — гитарист и певец Тревор Рэбин (Trevor Rabin), в 1977 сбежавший из ЮАР и перед этим уже отклонивший аналогичное предложение ASIA. Они начали готовить дебют, но в процессе репетиций Джобсон ушел, а на его место вернулся первый клавишник YES Тони Кэй, вместе с которым CINEMA подписала контракт с “Atlantic”. Новый альбом, получивший предварительное название “90125” (под этим номером он фигурировал в каталоге фирмы), уже был почти готов, когда его продюсер Тревор Хорн (согласившийся поддержать старых коллег) предложил заменить в части песен голос Рэбина Андерсоном, который как бы случайно оказался по соседству. Когда это произошло, фирма вполне резонно предложила новой группе поставить на обложке имя YES, санкционировав, таким образом, камбэк легенды.

В ноябре “90125”, наконец, вышел и стал знаком революционного (для YES) поворота от помпезного арт-рока к «продюсерской» поп-музыке. Альбом вернул группу в Топ5, а изданная на сингле “Owner Of A Lonely Heart” в марте 1983 стала первым и единственным № 1 группы в американских чартах.

(Позднее материал “90125” вошел также в концертном мини-альбоме, сделанный на материале гастролей группы по Канаде и Западной Европе.) Очередной тайм-аут продолжался до октября 1987 и завершился с выходом нового альбома “The Big Generator”, лишь относительно успешного и не очень «хитового» (сингловая Love Will Find A Way поднялась только до отметки “30”). В конце того же месяца YES отправились в двухмесячное турне по Америке, подтвердившее ее концертное реноме.

А далее история начала повторяться, но уже в виде фарса: в начале 1989 Андерсон, акции которого снова пошли вверх, ушел из YES и собрал группу, в состав которой вошли Брафорд, Уэйкмен и Хоу. Они записали альбом, который (после попытки отнять имя у «конкурентов»), был издан под четырьмя фамилиями, с популярной графикой Роджера Дина, на “Arista”, и воспринимался слушателями как «еще одна пластинка YES». Тем временем «настоящие» YES в Калифорнии записывали для “Atlantic” свой новый диск, испытывая явный дефицит вокала. Решение пришло в голову Андерсону и было, как всегда, соломоновым: оба YES попросту объединились (причем, право на имя, доставшееся теперь “Arista”, им пришлось — вот уж ирония судьбы! — отстаивать в суде).

Продюсер Джонатан Элиас соединил заготовки обоих альбомов, замазал огрехи силами полуроты студийных музыкантов и благословил группу на новое всемирное турне, прошедшее под флагом “The New Union” (1991). Едва ли можно сказать, что диск интересен: в целом он отвечает представлениям о YES большинства старых и новых почитателей группы, но в интервью музыканты были полны оптимизма и обещали журналистам вместе говорить “Yes” как минимум, до конца века! Текущий состав YES включает Андерсона, Скуайра, Хоу, Рэбина, Уэйкмена, Кэя, Уайта и Брафорда. В начале 90-х годов они планируют выпустить новую работу объединившейся группы. В 1994 вышел альбом “Talk”, спродюсированный Рэбиным, с обложкой от Питера Макса и скучный донельзя. — Андрей Бурлака.

Дискография:

Студийный альбом:

Сборник:

Концертный альбом:

Смотри также:

Сайт создан в системе uCoz