TSK Laboratory. Home ecyclopedia of music collections.
Ансамбль электромузыкальных инструментов В. Мещерина

Ансамбль электромузыкальных инструментов В. Мещерина

Ансамбль электромузыкальных инструментов под управлением Вячеслава Мещерина возник при Музыкальной редакции Всесоюзного Радиовещания в 1957 году. Коллектив назвали экспериментальным.

В 1958 году "в целях создания необходимых условий, обеспечивающих возможность осуществления экспериментальных работ по использованию электромузыкальных инструментов в радио- и телепередачах, а также магнитофонных записях" коллектив легализовали. Правда, за слишком бурную, по мнению начальства, инициативу, Мещерина чуть не уволили с работы и не отправили под суд — приказ "о возложении обязанностей художественного руководителя ансамбля" пришел задним числом, в последний день…

"Такому оркестру, — уверял Мещерин, — все будет под силу: и развлекательная, и легкая музыка, и симфоническая, и классика". Критика в печати не заставила себя ждать — но Мещерин не был одинок: в разное время его поддерживали Шостакович и Кабалевский, Пахмутова и Лядова…

Мещеринский ансамбль создавал и использовал собственно электронные (одноголосые и многоголосые) инструменты, ставил адаптеры на баяны, скрипки, гитары, арфу, фортепиано— Мещеринцы сами разработали ревербератор, которого не было в СССР. Сами расписывали партитуры. "Сами". Самое важное слово в истории мещеринского ансамбля.

С ансамблем сотрудничали десятки музыкантов, среди которых — Марк Рубин (электроарфа), Карина Лисициан (клавиалина), Жанетта Мирзаханова (электроорган), Николай Степанов (гавайская гитара), Константин Ковальский и Лидия Кавина (терменвокс). Вокальные партии записывали и исполняли на концертах в разные годы солисты Большого Театра, Павел Лисициан и его дочери, Лев Миров и Марк Новицкий, Ольга Аросева, Вера Васильева, Владимир Трошин, Леонид Марков, Гелена Великанова, Лев Лещенко…

Если создателя терменвокса Льва Термена Ленин приглашал в Кремль, то за Мещериным с Лубянки прислали машину. Без предупреждения и к испугу жены — оттепель оттепелью, а шутить в стране не любили. Выяснилось: есть особое поручение партии и правительства. Мещерин с помощью своих уникальных инструментов должен записать "Интернационал" для советского спутника. Поручение было выполнено.

В 1961 году по мотивам эстонских песен ансамбль записал композицию "На колхозной птицеферме". Название явно не переводили с эстонского, но мультфильм "Ну, погоди!" про волка, попавшего в курятник, озвученный этим треком, до сих пор смотрят дети разных стран — вне зависимости от госприверженности коллективному хозяйствованию.

… но усилия энтузиастов за железным занавесом оставались каплей в море по сравнению с развитием электромузыкальных инструментов на Западе. В 1964 году Мещерин добился создания специальной лаборатории при военном заводе радиоэлектронных приборов в Муроме и принял самое активное участие в работе над созданием первого серийного образца. В 1965 с конвейера сошел первый электроорган "Юность" — достойный конкурент немецкой "Йонике", чуть позже появилась одноголосая "Аэлита". С течением времени (а коллектив просуществовал до 1990 года, успев озвучить сотни радио- и телепрограмм, спектаклей, фильмов, мультфильмов…) в репертуаре ансамбля сосуществовали Шуберт и Паулс, Скрябин и Пахмутова, "Воздушная кукуруза" Герхона и "Красная гвоздика" Островского… Парадоксально, что несмотря на все смены руководства ЦТ и ВР, ансамбль Мещерина никогда, даже при Лапине, о крутом нраве которого до сих пор ходят легенды, не терял благосклонного отношения телерадиоруководства. Годы борьбы за право электронной музыки на существование шли в зачет…

Дискография:

Студийный альбом:

Участие в альбомах:

Смотри также:

Сайт создан в системе uCoz