TSK Laboratory. Home ecyclopedia of music collections.
James Elmore

James Elmore

Настоящее имя Брукс Элмор (Brooks Elmore) (27 января 1918, Ричлэнд, Миссисипи — 24 марта 1963, Чикаго, Иллинойс) — американский блюзовый гитарист, певец; мастер техники игры слайдом на электрогитаре; один из выдающихся музыкантов эпохи расцвета чикагского блюза.

Родился в районе Дельты Миссисипи в крестьянской семье. Учился играть на самодельной гитаре с одной струной. Вероятно, именно это обстоятельство помогло ему позже найти свой стиль игры на гитаре. С подросткового возраста подрабатывал выступлениями в кабаках и на ярмарках. Около 1937 года познакомился с Робертом Джонсоном (Robert Johnson), легендарным гитаристом Дельты Миссисипи, и перенял у него некоторые элементы исполнения блюза на гитаре и технику игры слайдом. Примерно тогда же познакомился с Райсом Миллером (Санни Бой Уильямсон//Sonny Boy Williamson); они часто выступали дуэтом. Элмор Джеймс иногда аккомпанировал Уильямсону во время его радиоконцертов и на самых первых его записях.

С 1943 по 1945 служил в ВМС США. После демобилизации вернулся в Дельту и организовал едва ли не первый в регионе электрический блюзбэнд. В 1952 под собственным именем выпустил дебютную пластинку на крошечной местной фирме Trumpet. Запись представляла собой вариант блюза Роберта Джонсона I Beleive Ill Dust My Broom, исполненного на акустической гитаре с приклеенным звукоснимателем. Исполнение известной темы на примитивном инструменте оказалось экстраординарным. Элмор Джеймс извлекал из гитары звук необычайного эмоционального напряжения. Пластинка стала одним из ритм-энд-блюзовых бестселлеров года. Элмор Джеймс переселился в Чикаго, начал записывать пластинки для фирмы Meteor/Modern. Организованный им в Чикаго блюз-бэнд, названный по наиболее известному хиту БРУМДАСТЕРС (BROOMDUSTERS), был «горячим» блюз-бэндом города, превосходя по популярности даже блюз-бэнд Мадди Уотерса (Muddy Waters). В составе группы играли пианист Джонни Джонс (Johnny Jones), саксофонист Дж. Т. Браун (J. T. Brown) и гитаристы Хоумсик Джеймс (Homesick James) или Эдди Тейлор (Eddie Taylor). Все они были земляками Элмора Джеймса, как и он, сыгравшими немалую роль в формировании чикагского стиля городского блюза.

Элмор Джеймс записывался чуть более десяти лет (с 1952 по 1963). Он умер от сердечного приступа в 1963, за несколько лет до того, как английские музыканты Эрик Клэптон (Eric Clapton), Питер Грин (Peter Green) и Джимми Пэйдж (Jimmy Page) стали пытаться осваивать технику его уникальной игры. Наиболее точно воспроизводил его саунд Джереми Спенсер (Jeremy Spencer)