TSK Laboratory. Home ecyclopedia of music collections.
Лаки Кесоглу

Лаки Кесоглу

— …Лаки Константинович! Вы родились в 1939 г. в маленьком уютном городке у моря - Батуми...

Да, я родился в этом прекрасном городе. Батуми - город моего детства. Мои родители: Константин Апостолович и Панаила Исааковна родились также в этом городе, а вот бабушки и дедушки родились в Турции (Трапезунде) и их переселение в Батуми стало следствием гонений - геноцида со стороны турецких правителей в отношении греков, христиан. Дедушка Апостол, бабушка Эвтихия.

Дедушка похоронен здесь в Казахстане в городе Туркестан. К сожалению, я был маленький, когда его хоронили - все мои попытки найти его могилку оказались тщетными...

— В 1949 г., когда греков Закавказья высылали в Казахстан, вам было 10 лет. Вы помните этот день?

... Я помню этот день очень хорошо. Это было летнее время. У нас в Батуми была улица Ренда, где в основном жили греки. Они знали о выселении. Информация какая-то уже была. И люди собирали необходимые вещи. Это случилось ночью - где-то около 3-4-х часов ночи. На улице стояли «Студебеккеры» (трофейные машины). Нас посадили на них и отправили на вокзал. Посадили в «коровники» - большие длинные эшелоны. Я все это прекрасно помню. Эшелон проезжал мимо Сталинграда - остатки прошедшей войны, разрушенные здания. Город зализывал раны войны. Четче помню, когда въехали в Казахстан. Необычный для всех нас природный ландшафт - голая степь. Высадка на станции Тимур Шаульдерского района (сейчас, Кызыл-Кумский район). Нас начали сортировать, делить. Мы оказались в селе Сули-Кесик - там нас - греков проживало семей 10-15 в этих домиках-мазанках, где не было ни пола, ни печи, ни воды! На первых порах брали воду из арыка. Мы пили эту мутную воду, пока отцы наши не вырыли колодец - этим колодцем пользовалось и местное население. Работали - отец был бригадиром, ему дали коня, он что-то развозил.

...В один день греки возмутились. Мой отец был одним из зачинателей этого, что ли, бунта. Взяли свои пожитки и двинулись к станции, чтобы нас опять возвратили домой. Но этого, конечно, не случилось. Там прожили до осени, а затем нам разрешили уезжать - кто-то уехал в Чимкент, кто-то в Кентау, в Туркестан.

— А родители в это время были с греческими документами?

Да, у них в это время были греческие документы - паспорта «Эллинское королевство».

— Значит, вы родились греческоподданным? Пошли в советскую школу...

Первые 2 года в школе не учился, а потом обо мне вдруг вспомнили - я был немного старше других. Город Туркестан, пока я не уехал в Чимкент поступать в музыкальное училище.

- Полагаю, выбор ваш был природонаследственным?

...Отец мой был известным лиричисом (кеменжечистом) - в доме всегда присутствовала понтийская музыка, песня. У меня очень хорошо пела мама (Яннакиди Панаила Исааковна). Отец на всех греческих мероприятиях играл. Родители, как они мне впоследствии говорили, еще в Батуми хотели отдать меня учиться на скрипке. ...Послевоенное время. В клубах демонстрируют послевоенные трофейные фильмы, большая часть из коих были музыкальными. Эти фильмы воспитали в нас истинный музыкальный вкус.

Карузо, Дина Дурбин - хорошие фильмы с прекрасными исполнителями. И потом у меня была одна страсть - я очень любил слушать приемник - радио. Глубокой ночью я слушал всякие станции музыку. Помню, и отец мой был подвержен этой страстью...

Я был очень стеснительным подростком – бывало, стоял перед зеркалом и ...плакал! Вот, мол де, я такой стеснительный, никогда не выйду на сцену, никогда не спою. Что-то такое у меня было.

- Но дебют - таки состоялся! Когда это произошло?

-Это было в Новогодний выпускной вечер. Друзья знали о моих «талантах», что я пою - они и вытащили меня на сцену!

-Что вы исполняли в своем первом публичном выступлении?

...Что-то из Дунаевского. Какая-то лирическая песня. У нас там была педагог Брюнелли Элла Евгеньевна. Она мне что-то подобрала на аккордеоне. Спустя много лет, когда я стал достаточно известным певцом, мы встретились. ...Далее было участие в самодеятельности. Мое желание учиться музыке все более крепло. Однажды я принял судьбоносное для себя решение - ехать в Чимкент поступать в музыкальное училище.

…Раннее утро. Московский поезд. Три часа пути. Бабушка Элени, тетя, которая была одной из первых актрис Чимкентского Греческого театра (постановка «ch919; ch964;ch961;ch943;ch967;ch945; ch963;ch964;ch959; ch947;ch949;ch966;ch973;ch961;» шла на всех греческих сценах СССР), который, увы, просуществовал недолго. Чимкентское музыкальное училище. Материально было очень тяжело. Хорошо, что тетя была рядом. Я очень много пел, разъезжал с оркестром, в городе выступал. Там очень много училось греков. 1958-1962 гг. - учеба в училище.

Причем, закончил я его с отличием. Получил красный диплом

(и диплом №1!) и был направлен учиться в Алма-Атинскую консерваторию.

-Вы сказали, что с вами училось много греков. Кто они, как сложилась их дальнейшая творческая судьба?

-Там учились Афина Мавиди, Алла Димитриади, Яннис Стефаниди, Эрик Ксенопуло.

- Какие необходимы качества творческому человеку помимо, конечно, таланта, дабы стать известным в своей профессии?

Необходимы целеустремленность, тщеславие в хорошем смысле слова. В нашей профессии, если ты не тщеславен, ты ничего не добьешься…

- 1962 год. Вы отправляетесь покорять музыкальные вершины в Алма-Ату будучи еще греческоподданным? Не мешало ли наличие иностранного гражданства вашему поступательному продвижению к музыкальному Олимпу?

Мои родители вернулись в Батуми в 1962г. Я же отправился в Алма-Ату. Греческий же паспорт я исправно каждый год отправлял продлевать и в Алма-Ату приехал с ним. Мне было приятно обнаружить в стенах консерватории своих соотечественников - педагогов: Николая Фомича Тифтикиди, Федора Дмитриевича Мавриди. Его жена Валерия Ивановна Мавриди была музыкальный теоретик. Он же был скрипач, создавал здесь струнные квартеты.

Теорию музыки, сольфеджио я сдавал Николаю Фомичу, который ко мне очень хорошо относился. Думаю, что у него не было поводов краснеть за меня...

- У вас с г-ном Тифтикиди общая судьба по части географии - какую-то часть жизни и он прожил в Туркестане в ссылке, куда был сослан из Баку.

С одним из его родственников Ваней Апостолиди мы были неразлучными друзьями.

- Было трудно поступать в консерваторию? Какой был конкурс? Плюс наличие греческого гражданства ...

А греческий паспорт был при мне! Вы знаете, Никос, в искусстве к подобным вещам относились как-то либерально. Советский паспорт я взял где-то через 2-3 года после поступления. Единственное неудобство было в том, что я не получал стипендию…

- Наступил черед задать вам вопрос о ваших педагогах. Кто из оных помог вам поверить в собственные силы?

До третьего курса у меня были некоторые проблемы с педагогами, со здоровьем. Была замечательная женщина - Аркадия Алексеевна Леонтьева. Она пела в оперном театре. На третьем курсе я попал к такому педагогу, которому я очень многим обязан. Солист театра оперы и балета, Заслуженный артист республики Казахстан Орленин Виталий Николаевич. Этому человеку я многим обязан. Тем, что я встал на ноги, почувствовал веру в себя. Это целая школа. И то, что я до сих пор пою, выступаю – это, несомненно, его заслуга.

- Век певца. Как он долог? Примеры Лемешева и Козловского, думаю, не показательны...

Я вам приведу примеры другого уровня. Паваротти-67 лет, Доминго-62, Каррерасу-57. Возраст певца зависит от хорошей выучки вокальной, как певец соблюдает режим, как бережно он относится к своему голосу.

- А чего нельзя певцу?

Сложно сказать. Многое зависит от его здоровья. Меня, например, родители наградили крепким здоровьем, что касается горловых заболеваний. Практически я ничем не болел. Не было никогда ангины, танзилита, фарингита - эти болезни плохо влияют на голос. 31 декабря, на 15-градусном морозе, пел и ничего не случилось! Мои коллеги говорят: «Лаки, у тебя луженая глотка!» (заразительно смеется). Наступит день, когда и мне придется завершать выступления, но для меня это произойдет безболезненно. Мне есть чем заняться...

- Вы обучались в консерватории как эстрадный певец или как оперный?

Как классический. В моем репертуаре было 5 оперных партий. Но, начиная со второго курса, у меня была тяга к песне. В 1964 году я пришел в симфонический оркестр Казахского радио и телевидения, которым руководил Василий Калистратович Лисица. Он был, практически, его создателем. Начиная с 1964 г. и до самого конца (с 1972 г. я стал штатным солистом оркестра) я выступал на всех концертах этого коллектива, сделал свыше 400 записей. Я был бессменным участником всех фестивалей в Казахстане, много снимался и на меня обратили внимание в Москве и где-то в 1972 г. меня впервые вызвали на концерт в Колонный зал Дома Союзов и до распада Советского Союза у меня было по 6-7 концертов в году в этом престижном зале страны.

- Какие-то из этих концертов ваш покорный слуга имел удовольствие видеть по ТВ и заодно гордиться вашим в них участием!

... Что-то транслировали, что-то нет. Блестящий оркестр под руководством Вадима Людвиковского. После его распада многие музыканты ушли к Георгию Гараняну на «Мелодию». Там сидели выдающиеся музыканты - джазмены и, понятно, я очень сильно волновался. Я понравился Вадиму Николаевичу и, повторяюсь, меня вызывали в Москву, где собиралась сборная - «солянка» со всей cтраны. ...Фирма «Мелодия». Там был Рыжиков Владимир Дмитриевич. Однажды я ему предложил выпустить греческую пластинку. Он одобрил мою идею и предложил собрать материал. Георгий Гаранян сделал две оркестровки. На мое счастье туда вошла песня «Бузуки» (вернее, «ch917;ch947;ch957;ch945;ch964;ch943;ch945;ch962; ch964;ch949;ch964;ch961;ch945;ch954;ch972;ch963;ch 953;ch945; ch941;ch958;ch953;»)...

- Этот миньон пользовался огромной популярностью у

любителей музыки...

Она вышла в общей сумме проданных пластинок тиражом миллион экземпляров. Общий же тираж моих записей где - то 2 миллиона. Врядли кто-нибудь в Казахстане перекроет эту цифру. Не оттого что я такой великий, нет. Страна была другая.

-...Свершилась ли мечта советского обывателя – «квартира, дача, машина» после такого успеха?

Я получил за нее 70 рублей (смеется). Тогда исполнителям не платили авторские отчисления и гонорары - они платились композиторам. Морально, безусловно, было очень приятно, но...

- Вы регулярно приезжали во второй после Алма-Аты родной для вас город - Батуми?

Да, я ежегодно летом приезжал отдыхать в Батуми. Мне было приятно бывать там - в нем жило очень много греков...

- Но с одним нашим с вами соплеменником вы не могли не познакомиться - Великим Батумцем - Одиссеем Ахиллесовичем Димитриади!

Сейчас я вам скажу! ...Я вообще этого человека очень боготворю. Первый раз я имел возможность лицезреть его, когда, будучи студентом, во время коротких зимних каникул отправился

в Батуми. По метеоусловиям вылет самолета из Тбилиси задерживался и я пошел в Оперный театр. Шла «Аида» с участием гастролеров - там пели Зураб Анджапаридзе, Ирина Архипова, дирижировал Одиссей Ахиллесович. Я помню все: его руки, орлиный профиль, шевелюру, но тогда я и не мечтал, что когда - то с ним познакомлюсь.

- Когда же произошло очное знакомство?

Первое мое с Маэстро знакомство состоялось в октябре 1990 г. во время фестиваля Советских греков на теплоходе «Леонид Собинов», который, кстати, организовывал Московское общество греков. На фестиваль в Москве я привез наших исполнителей. Георгий Метакса, джазовый пианист (сейчас живет и работает в Греции), Елена Келесиди. … Три года назад на САЕ мы встретились с ним. На мой вопрос, узнал ли он меня, последовал ответ: «Лаки, дорогой, конечно!». Николай Фомич (Тифтикиди), кстати, монографию о нем написал.

- Лаки Константинович! Расскажите, пожалуйста, подробней о Елене Келесиди.

Она сейчас делает европейскую карьеру - поет в Альберт Холле, Ковент Гардене. Но вернемся снова на Фестиваль 1990 г. Так как меня знали, меня всегда включали в проводившиеся концерты. Там была еще Елена Панаки из Тбилиси, сопрано, но ее хорошо знал Одиссей Ахиллесович. Я, как-то, возмутился там по поводу Келесиди, и ее включили в концерт. Последовало признание и от Маэстро. «Я не знал, что она так хорошо поет». Она закончила здесь (в Алма-Ате) нашу Консерваторию имени Курмангазы и, по-моему, аспирантуру. Уехала отсюда в Грецию в 28 лет. Там у нее поначалу не просто складывалось - мучилась какое-то время, не смогла сразу себя проявить, но, слава богу, нашелся человек, насколько я знаю, который помог ей. В общем, я очень рад за нее.

- Поддерживаете ли вы с ней контакты?

К сожалению, нет. Несколько лет назад, будучи в Афинах, ерез ее брата оставил ей свой гостиничный телефон. Придя заполночь из гостей, обнаружил сообщение от нее с просьбой непременно дать о себе знать, но в такой неурочный час я не решился позвонить ей. На следующий день она покинула Грецию…

- Вы когда - нибудь задумывались о карьере в Греции?

Чтобы делать там карьеру надо там родиться и жить. Мне уже за 60. Здесь, в Казахстане, я - состоявшийся человек.

- Дорогая моему сердцу Ксения (Георгиади) дерзнула и...

С интересом прочитал интервью с ней (на полях своего газетного интервью Ксения, по моей просьбе, адресовала несколько теплых строк Лаки! - Н.С.). Кстати, присоединяюсь ко всем грекам бывшего Союза, поздравляю ее с юбилейной датой!

- (Я присоединяюсь к моему собеседнику и мы адресуем наш тост, с примкнувшим к нам Павлом Феодориди, за здоровье и счастье нашей Ксении! 7июля Одиссею Димитриади – 96!

- Наш следующий тост – за Великого Грека! - прим. Н.С.).

Греческие певцы. У них своя манера пения, своя специфика.

Как правило, нет образования вокального, нет школы. Зациклены на бузуки, кафешантанские мотивы. Поэтому никакой исполнитель не получил европейской, мировой известности. Не берем Каллас, Митропулоса...

– Кто же вам по душе, если брать шоу - бизнес?

Даларас, Руссос... Очень ценю Париоса, Воскопулоса, Маринелу, нашего, Светлая ему Память, Стелиоса Казандзидиса. Живьем слушал Стратоса Дионисиу. ...Руссос же был в Алма-Ате дважды. Пел под фонограмму. Халтура. Как говорится, он пел все под «плюс»!

- Лаки Кесоглу - гражданин, грек ...

Я - большой патриот своей нации. И коллеги уважают меня, относятся ко мне с теплотой. ...Когда началось Греческое движение, мой греческий круг намного расширился. Нас в 1989 г. всех здесь в Алма-Ате собрал врач Георгий Адамов.

- Вы нашли себя и как педагог...

В Национальной Академии Искусств я возглавляю кафедру Искусства и Эстрады. Мне доверено формировать педагогический состав кафедры. В своей карьере я почти одновременно начинал творческую и педагогическую деятельность, коей более 30 лет.

- Среди ваших учеников певица Нагима Ескалиева...

Айжан Нурмагамбетова, Женис Исхакова, многие другие.

- Вы человек состоявшийся, за спиной которого много интересных фактов, событий - целая Биография.

- Нынче модно писать мемуары!

Вот в этом отношении я совершенно не честолюбив, не тщеславен. Мои труды - это записи, статьи, съемки на ТВ.

- В пору, когда вы делали карьеру, обязательно ли было быть членом партии?

Нет, мне никто не предлагал.

- Вот уже более 5 лет, функции столицы молодого казахстанского государства выполняет Астана (бывший Целиноград). Сей фактор как то отразился на миграции творческой элиты страны?

- Никто из известных артистов в новую столицу не переехал. Вся культурная жизнь здесь в Алма-Ате.

- Не так давно Казахстан впервые посетил Президент Греции Константинос Стефанопулос...

- На приеме в честь Президента Греции мне дали в конце слово.

Я исполнил для двух президентов греческую песню «Сын мой». ...Президент Стефанопулос приблизился ко мне. Президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев, взяв меня за руку, сказал: «Ну вот, я ему говорю, что ты у нас очень известный исполнитель...». Что ж, мне было приятно услышать эти слова.

— Никос Сидиропулос.

Дискография:

Студийный альбом:

Сайт создан в системе uCoz