TSK Laboratory. Home ecyclopedia of music collections.
Александр Зацепин

Александр Зацепин

Родился 10 марта 1926 года в Новосибирске. Отец - Зацепин Сергей Дмитриевич. Мать - Оксентович Валентина Болеславовна. Супруга - Зацепина (Третьякова) Светлана Григорьевна, пианистка. Дочь - Зацепина Елена Александровна (1956 г. рожд.), окончила МГИМО, живет с семьей в Швейцарии. Внук Александр - выпускник консерватории.

Отец Александра Сергеевича был известным в городе хирургом, образованным, интеллигентным человеком. Мама работал учительницей русского языка и литературы.

В доме было много пластинок с классической музыкой. Будущего композитора родители отдали учиться в музыкальную школу, и несмотря на то, что частенько ему хотелось позаниматься и другими интересными делами, он и на пианино играл с удовольствием. А интересных занятий, кроме музыки, было предостаточно. Это и химия (дома была целая лаборатория с колбочками и пробирками), и радиотехника (паял, собирал радиоприемники), и акробатика (сальто вперед и назад выполнял без проблем), и велосипед (можно было просто погонять с друзьями, а можно было и прицепиться сзади к грузовику и лихо промчаться по главной улице Новосибирска - Красному проспекту).

В старших классах Александр Сергеевич окончил курсы киномехаников (очень пригодилось в будущем) и ...трактористов (летом, счастливый, работал в колхозе на «железном коне»). Едва научившись играть на пианино, Зацепин начал сочинять веселые песенки, которые распевал со своими друзьями. В общеобразовательной школе он тоже учился хорошо, но примерным поведением не отличался. Его страсть к розыгрышам и шуткам принималась "на ура" одноклассниками, но не вызывала восторга у учителей.

Всерьез занимаясь акробатикой, будущий композитор однажды чуть было не связал свою жизнь с цирком. Втайне от родителей он перестал ходить в школу и отправился в цирк устраиваться на работу. Однако мама незадачливого циркача все-таки успела побывать там раньше и уговорила не брать сына, так как ему, по крайней мере, необходимо окончить школу.

Когда началась Великая Отечественная война, будущий композитор учился в 8-м классе. Однажды декабрьской ночью к Зацепиным приехал "черный воронок" и люди из НКВД арестовали отца. А дело было вот в чем. В начале войны был издан указ: за опоздание на работу - судить. А отец Зацепина возьми да скажи: "Наконец-то советская власть взялась за лодырей!" Будучи очень педантичным и ответственным, он не любил прогульщиков и опаздывающих. Один из знакомых, услышавших эту фразу, донес на "врага народа"... После ареста следователь спрашивал у арестованного хирурга: "Выходит, советская власть раньше ничего не делала, раз только сейчас, по-вашему, взялась за прогульщиков?.."

Отца зверски избивали, заставляя подписать признание, что он контрреволюционер. В итоге его приговорили к 10 годам без права переписки...

Окончив школу, Александр поступил в Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта, планируя потом перевестись на радиотехнический факультет в другом городе (в Новосибирске тогда не было радиотехнического). Однако не питая склонности к математике и слишком много занимаясь музыкой (в институте научился играть на трубе и тромбоне), Александр накопил "букет хвостов" и в марте 1945 года был отчислен из вуза. Его тут же призвали в армию и, как имеющего среднее образование, направили в Тюменское офицерское пехотное училище. Зацепин делал попытку убежать на фронт, но его отправили обратно.

А вскоре война закончилась. Получив месячный отпуск и приехав домой в Новосибирск, Александр Сергеевич освоил аккордеон и кларнет (играл по 6 часов в день). Вернувшись в училище, попросился в музвзвод. Он вовсе не собирался становиться профессиональным военным. У начальства был выбор - взять его в музвзвод или в офицерский клуб. В итоге киномеханик Зацепин оказался нужнее музыканта Зацепина, и его отправили работать в офицерский клуб, где в выходные он играл на танцах на аккордеоне.

В 1946 году его взяли в Новосибирский армейский ансамбль песни и пляски. Начались гастроли. Потом - запретили джаз, как вредное капиталистическое явление, и все оркестры, имеющие к нему отношение, расформировали. И дирижер сказал Зацепину: "Учись играть на балалайке! Или пойдешь дослуживать в армию. Другого варианта нет». Александр быстро освоил балалайку и успешно играл в оркестре…

После демобилизации в 1947 году Зацепина пригласили в Новосибирскую филармонию, начались гастроли по Сибири. После года работы он решил: надо готовиться к поступлению в музыкальное училище.

Однажды во время гастролей в Алма-Ате Зацепин пришел подавать документы в музучилище, но ему сказали: "Идите сразу в консерваторию. С вашей подготовкой вас примут!"

И его действительно приняли на фортепианное отделение, а на будущий год - и на композиторское к известному ленинградскому педагогу профессору Евгению Брусиловскому, оставшемуся в Алма-Ате после эвакуации во время войны.

Дипломной работой Зацепина стал балет в трех актах "Старик Хоттабыч", который поставили в Алма-Атинском театре оперы и балета и который потом долгие годы успешно там шел. В том же 1956 году Зацепин написал музыку к фильму "Наш милый доктор" режиссера Шакена Айманова. Это был второй подарок судьбы к окончанию учебы.

Музыку к фильму записывали в Москве с оркестром знаменитого тогда Виктора Кнушевицкого. Ему понравился молодой композитор, и онсказал ему: "Что ты сидишь в Алма-Ате, переезжай в Москву!" И в 1958 году, преодолев массу трудностей с пропиской, Александр Сергеевич купил треть деревянного домика в районе Перово, который тогда был еще пригородом столицы, и перевез туда маму, жену и маленькую дочь.

С работой складывалось не очень гладко. Но тут вмешался случай. Режиссер Леонид Гайдай поссорился с Никитой Богословским, написавшим музыку к его фильмам "Пес Барбос и необычайный кросс" и "Самогонщики" и остался без композитора. А Гайдай как раз начинал работу над "Операцией "Ы" и другими приключениями Шурика"... И тут ему порекомендовали Зацепина. После некоторых колебаний Леонид Иович согласился.

Так родился блестящий творческий союз Гайдай - Зацепин. К ним присоединился еще один талантливый человек - поэт Леонид Дербенев.

В дальнейшем практически все фильмы Гайдая выходили с музыкой Александра Сергеевича. Эти картины стали классикой. И "Операция "Ы"" (1965), и "Кавказская пленница" (1967), и "Бриллиантовая рука" (1969), и "Иван Васильевич меняет профессию" (1973), и "Спортлото-82" (1982)... "Песенку про медведей", "Песню про зайцев" и "Остров невезения" пела вся страна. В 1966 году Александр Зацепин стал лауреатом песенного фестиваля в Болгарии за песню "Легенда о Варне".

К тому времени Александр Сергеевич познакомился с Аллой Пугачевой, тогда еще никому не известной певицей (ему посоветовал приятель-музыкант сходить на конкурс художественной самодеятельности - посмотреть интересную певицу). Зацепин сразу оценил молодое дарование и пригласил Аллу работать для кино. Это было необыкновенной удачей для любого исполнителя. Кино открывало путь к успеху. Так появились песни "До свиданья, лето", "Бубен шамана", "Любовь одна виновата", "Друг друга мы нашли", "Волшебник-недоучка", "Песенка про меня", "Да...", "Этот мир придуман не нами", "Что было однажды", "Куда уходит детство?", "Рисуйте, рисуйте" и другие шлягеры в исполнении Аллы Пугачевой. В 1975-76 годах Александр Зацепин дважды становился лауреатом международных конкурсов в США за песни "До свиданья, лето" и "Друг друга мы нашли".

На экраны вышли фильмы "Женщина, которая поет" (1978), "Земля Санникова" (1973) с музыкой Зацепина. Песня "Есть только миг" из "Земли Санникова" (ее первым исполнил Олег Анофриев) до сих пор популярна. А между этими картинами был грандиозный советско-итальянский проект - фильм Михаила Калатозова "Красная палатка" (1969) о гибели полярной экспедиции генерала Нобеля, где снимались такие звезды западного кино, как Шон Коннори и Клаудиа Кардинале. Из наших актеров там снимались Эдуард Марцевич и Никита Михалков.

В начале 1980-х годов, не меняя гражданства, Зацепин уехал во Францию. В СССР ему не разрешили работать по очень выгодному контракту с американской кинокомпанией. Живя же за границей, это можно было осуществить.

И вот последние почти 20 лет композитор живет на два дома - в Москве и Париже. В середине 1990-х годов умер его друг и соавтор Леонид Дербенев. Зацепин остался без своего поэта, с которым работал и дружил три десятка лет. Умер и великий режиссер Леонид Гайдай.

Теперь Зацепин работает с поэтом Юрием Рогозиным, своим давним другом. Вместе уже создано более 20 песен, которое записали известные исполнители. С аншлагом прошли творческие вечера Александра Сергеевича в ГЦКЗ "Россия" в 2002 году, где принимали участие звезды российской эстрады и наряду со старыми шлягерами прозвучало 11 песен, написанных в соавторстве с Юрием Рогозиным.

В творческом багаже композитора 100 фильмов (художественных, мультипликационных, документальных) и более 300 песен, романсы ("Память солнцу" на стихи А. Ахматовой, "Ищу спасения" на стихи А. Блока, "Стою за всех" на стихи В. Маяковского, "Чувства и взгляды" на стихи неизвестного поэта), мюзиклы "Золотые ключи" (либретто А. Шайкевича, Н. Олева, А. Рохлина), "Две женщины и зависть" (либретто Н. Доризо), "Русское Рождество в Париже" (либретто Е. Хорошевцева), музыка к спектаклям "Изобретательная влюбленная" Лопе де Вега, "Слуга двух господ" К. Гольдони, "Испанцы" М. Лермонтова, "Доктор философии" Нушича, "Любовь Ани Березко" Пистоленко, "Джордано Бруно", "Наследники" Нанова, "Дама-невидимка" Кальдерона, "Чудак" Н. Хикмета, "Битва в пути" Г. Николаевой. Среди инструментальных произведений композитора - Индийская сюита (1955) и Сюита на темы народов Азии и Африки для симфонического оркестра (1964), струнный квартет (1954), три прелюдии для фортепиано (1958).

Помимо уже упомянутых выше фильмов музыка Зацепина звучит в таких известных картинах, как "Двенадцать стульев" (1971), "Не может быть!" (1975), "Капитан Немо" (1974-75), "31 июня" (1978), "За спичками" (1979), "Петля Ориона" (1980), "Душа" (1980), "Где находится нофелет?" (1988), "Артистка из Грибова" (1988-89), "Частный детектив, или Операция "Кооперация"" (1989), "На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-бич опять идут дожди" (1992), "Казус Бэлли" (2002), мультипликационных фильмах "Фильм, фильм, фильм" (1967), "Ну, погоди!" (2-я серия, 1971), "Тайна третьей планеты" (1980) и многих других.

Песни Александра Зацепина пели и поют звезды отечественной эстрады - Алла Пугачева, Иосиф Кобзон, Лариса Долина, Олег Анофриев, Филипп Киркоров, Николай Расторгуев, Марина Хлебникова, Евгений Осин, Наташа Королева, Алексей Глызин, Олег Газманов, Валерий Сюткин и многие другие.

Почти все песни, написанные Александром Зацепиным в разные годы, сразу становились шлягерами. Наряду с теми, о которых уже говорилось, это - "Надо мной небо синее", "Костер на снегу", "Песенка ни о чем", "Одиссей", "Все равно ты будешь мой", "Лунная серенада", "Я буду ждать тебя", "Помоги мне", "Ты слышишь, море", "Полосатая жизнь", "Танго Остапа Бендера", "Мираж", "Все было", "Кап-кап-кап", "С любовью встретиться", "Разговор со счастьем", "Ищу тебя", "Звездный мост", "Любовь нас выбирает", "Мир без любимого", "Дожди" и многие-многие другие. Песни "Волшебник-недоучка", "Дожди" и "Куда уходит детство?" были признаны лучшими песнями года московского телевидения соответственно в 1976, 1999 и 2001 годах.

А.С. Зацепин - Заслуженный деятель искусств России, член-корреспондент Национальной академии кинематографических искусств и наук (2002), член Союза композиторов (1956) и Союза кинематографистов (1957). Награжден медалью "За трудовое отличие".

Дискография:

Музыка к фильму, игре:

Смотри также:

Сайт создан в системе uCoz