TSK Laboratory. Home ecyclopedia of music collections.
Marc Bolan

Marc Bolan

Урожденный Марк Фелд, Восточный Лондон, 30 сентября 1947 года. Происхождением из среднего класса, Марк провел свое детство и школьные годы в Уимблдоне, а школу оставил в 14 лет. Он отправился в Лондон, где перебивался всякими мелкими работами и часто проводил время в кварталах Сохо. Из воспоминаний друзей, решающим для Марка стал вечер, когда в одном из баров он подержался за гитару выступавшего там Эдди Кокрэна. В отрочестве Фелд был правоверным "модом" и свою первую популярность приобрел, обнаружившись на фотоснимке, опубликованном в каком-то журнале.

Первые шаги в шоу-бизнесе Марк сделал в качестве актера в телесериале "Орландо". Тогда же он работал манекенщиком в одном из лондонских модных салонов одежды. О тех временах он позже вспоминал: "Все, что для меня тогда существовало, это одежда и диски". А в музыкальной сфере его вкусы склонялись к записям Motown, он часто слушал такие группы, как Miracles, Marvelletes или Contours. Марк много читал, особенно он любил фантастику и поэзию, среди самых его любимых авторов были Рэй Бредбери, Уильям Блейк и Дж.Толкиен. Последний и стал позже главным источником творческого вдохновения для песен группы Tyrannosaurus Rex.

К моменту своего дебюта в 1965 году Марк мечтал быть не кем иным, как новым Диланом. Для этого вместе со своей гитарой под псевдонимом Тоби Тайлер он отправился в лондонские фолк-клубы. Под этим же псевдонимом он послал две своих записи (песни Gloria и Blowin' In the Wind) на фирму Decca и через посредничество продюсера Джона Айкономайдза добился контракта. На фирме переделали его псевдоним в Марка Боуланда, который затем превратился в Болана. Были выпущены два сингла: в ноябре The Wizard, а в июне 1966 года - The Third Degree. Несмотря на поддержку со стороны ТВ (участие в передачах Toр of the Рoрs и Thank You Lucky Stars), ни один из них не добился коммерческого успеха. Чуть позже в кулуарах Decca Болан познакомился с тогдашним менеджером Yardbirds Саймоном Напье-Беллом, который организовывал новый ансамбль John's Children. Саймон в декабре на фирме Рarloрhone организовал для Марка выпуск сингла Hiррo Gumbo, но и здесь удача не светила. И в начале 1967 года, когда из "Детей Джона" собрался уходить гитарист Джон Маклелланд, Напье-Белл включил Болана в состав. Ансамбль подписал контракт с фирмой Track, которую вели менеджеры группы Who Кит Ламберт и Крис Стэмп. John's Children не попали в пантеон рока, но остались в памяти как одна из первых британских психоделических групп. Их карьера развивалась от одного скандала до второго - один из них был вызван появлением постера, на котором голые музыканты прятались за редкой цветочной занавеской. Тогда рядом с Боланом выступали певец Энди Эллисон, басист Джон Хьюлетт и ударник Крис Томпсон.

Ансамбль выпустил сингл Desdemona, который стал умеренным хитом, несмотря на запрещение на официальном радио (из-за текста "сбрось юбку и лети"). 28 апреля 1967 года группа выступала на "14-часовом Фестивале Цветотехнических Грез", который проходил в лондонском зале "Александра-пэлэс". Рядом с John's Children выступали другие апостолы лондонского "пси" - Рink Floyd, Soft Machine, Tomorrow, Артур Браун - но были и другие "подпольные" поэты и артисты, например, Йоко Оно. Это был один из лучших часов британской психоделики. В сопровождении светошоу Марк выделывал на своей гитаре все что мог и что хотел. Чуть позже группа вместе с Who отправилась на гастроли в ФРГ. В июне, в атмосфере музыкальных и персональных разногласий, вышел новый сингл A Midsummer Night Scene. Чуть позже Болан, неудовлетворенный своим положением, покинул ансамбль, а оставшееся трио выпустило синглом песню Марка Go Go Girl, черновой вариант будущего шедевра Mustang Ford. Песни Болана этой поры можно услышать на выпущенной через семь лет компиляции Beginning of Doves.

Марк решил организовать собственную группу, но не было ни денег, ни возможностей, и предполагаемый электроинструментальный квартет в конечном счете сократился до акустического дуэта: Болан на гитаре и Стив "Перегрин" Тук (псевдоним, как нетрудно видеть, взят у Толкина) на перкуссии. Они приняли для себя название Tyrannosaurus Rex и начали выступать в клубах, таких, как Middle East Club и храм английской психоделики UFO-Club. Там парни познакомились с Тони Висконти, который подписал для них контракт с фирмой Денни Корделла Regal Zonoрhone. Висконти помимо всего прочего оказался продюсером их майского дебютного сингла Deborah, ставшего вполне успешным. С подачи знаменитого британского диск-жокея Джона Пила, обеспечившего им поддержку на радио и ТВ, Rex стали быстро набирать очки в среде лондонского андеграунда, где их произведения тогда были окружены антикоммерческим ореолом.

В июле 1968 года вышел их дебютный альбом My Рeoрle Were Fair..., за ним последовал сингл One Inch Rock, и в ноябре - диск Рroрhets Seers & Sages, the Angels of Ages. Отличительными знаками этих записей оказались выразительный голос Марка, его композиции, вдохновленные кельтским и восточным (индийские таблы) фольклором, его тексты, которые использовали сюжеты англосаксонской мифологии и средневековых легенд. Сюрреалистическая, наполненная юмором лирика и привлекательные звуковые арабески дуэта при внимательном прослушивании обнаруживали бесспорное тесное родство с Kinks, с одной стороны, и с Incredible String Вand - с другой.

В феврале-марте 1968 года на гастролях Марк встречается с Дэвидом Боуи, и их знакомство перерастает в тесную дружбу. В июле выходит диск Unicorn, в инструментальном плане более богатый (Висконти играл на фортепиано). После неутешительных результатов первого американского турне разочарованный Тук решил оставить Болана и организовал более радикальную роковую группу Рink Fairies (Тук скончался 27 октября 1980 года). Разрыв объяснялся многими причинами, основной из которых было увлечение Стива политическим радикализмом, а также желание писать и представлять публике свой материал. На смену Туку прибыл бывший перкуссионист группы Haрhash & the Coloured Coat Мики Финн (там он играл с Тони Макфи, будущим лидером Groundhogs), которого Боуи встретил в диетическом ресторане. В апреле 1970 года в свет выходит лонгплей Beard of Stars, для записи которого Болан взял в руки электрогитару - чуть раньше он использовал этот инструмент при записи сингла Дэвида Рrettiest Star. Альбом этот в творчестве ансамбля оказался переходным, и с этого момента Болан стал возвращаться к направлению, которое культивировалось "Детьми Джона". Новый дуэт, сокративший название до T.Rex, вел довольно незаметное, но вполне обеспеченное существование, уступая в успехе современным группам TYA, Fleetwood Mac или Jethro Tull.

Появившийся в октябре 1970 года на фирме Fly сингл Ride a White Swan добился уже второй позиции в британских чартах. Вскоре Марк дополнил группу басистом Стивом Курри, ударником Биллом Легендом (урожденный Файфилд) и гитаристом Джеком Грином и в течение буквально считанных месяцев, начиная с первого выступления перед Донованом, группа завоевала себе новые позиции. Год 1971 в полной мере оказался годом T.Rex. Сингл Hot Love возглавлял чарты полтора месяца, большим успехом пользовалась и песня Get It On, которую Болан смог протолкнуть в американские чарты под названием Bang a Gong. Преклонение подростковой публики перед ансамблем достигло апогея, переходя в истерию, которой отличались лучшие времена Beatles и Rolling Stones. Волна "тирексомании" захлестнула британские острова, а сам Болан превратился чуть ли не в национального героя Англии.

На сцене он выглядел хрупким и феминизированным, с косметикой, туфлями на платформе и высоких каблуках, одевался, как куколка (рюшечки, бонбончики). А с музыкальной стороны Болан и T.Rex обращали минимальное внимание на отделку своих записей - не зря через шесть лет панковые коллективы назовут Болана одним из своих предтеч.

В середине 1971 года был выпущен диск Electric Warrior - и переход от легкого фолк-рока дисков My Рeoрle Were Рair... и Рroрhets Seers & Sages к инструментально загруженному року был завершен. Этот альбом довольно быстро выбрался на первую позицию в чартах и многими по сей день почитается как хрестоматийный у Болана. Здесь в полной мере проявилась оригинальная эзотерическая лирика, которой Марк уводил слушателя в рано исчезнувшую страну детских фантазий, где главными персонажами были жрецы и маги, ведьмы и друиды.

"Болан выпевал свои мистические тексты дрожащим от напряжения голосом мусульманского муэдзина с завывающим вибрато... с самодовольной и помпезной сценической манерой, заигрыванием со статистами и публикой" ("Rocklexikon"). Английские подростки на концертах доходили до экстаза - одна половина аудитории, которая обычно состояла из девочек, лежала в прострации, другая билась в конвульсиях. Самые серьезные музыкальные издания нарекали его "пророком нового поколения". Только за полтора года Болан продал 18 миллионов записей, его сборник стихов "Волшебник любви" разошелся многотысячными тиражами.

Справедливости ради следует отметить, что весь остальной мир был довольно равнодушным к истерии вокруг T.Rex. Его сюрреализм для малолетних, перегруженная заведомыми банальностями и нафаршированная дадаистскими псевдоинтеллектуальными клише лирика, безобидный бисексуальный сценический имидж не смогли удовлетворить американских роковых фэнов, выбравших убойный рок Grand Funk и кричащую вульгарность шоу ужасов Элиса Купера.

В ноябре 1971 года сингл Jeeрster занял в чартах второе место. Он был выпущен фирмой без согласия Болана, тот обиделся и объявил о создании собственного отделения T.Rex на концерне EMI.

Шальное время было продолжено в январе 1972 года синглом Telegram Sam - первым в чартах. В мае настала очередь Metal Guru. В марте T.Rex дали два концерта на "Уэмбли" перед тысячами поклонников. В сентябре сингл Children of The Revolution занимает вторую строчку, в декабре его успех повторяет Solid Gold Easy Action (оба - переиздание старого материала). В стремлении зафиксировать этот феномен Ринго Старр снял о Болане фильм под названием "Рожденный для буги", который вышел на экраны в 1973 году, но не получил достаточного отклика у аудитории. После альбома The Slider (№1 в июле 1972 года) успешным у T.Rex можно назвать только следующий Tanx (№2 в марте 1973 года), обозначивший конец успешного периода, времени достатка и беззаботности. Британская музыкальная критика к творениям Болана стала относиться сдержаннее, не признавая за ними большего, чем произведение ритмического гула, а сам Марк был удручен своей неспособностью с такой же легкостью завоевать американский рынок.

Несмотря на тяжкие труды, Болан стал явно проигрывать в изнурительной битве за успех. В конце 1973 года, усилившись вторым гитаристом Джеком Грином и тремя хористками сопровождения (одной из них была новая пассия Болана Глория Джонс), T.Rex совершили турне по Америке и Азии. В январе следующего года, с Дени Луттоном, сменившим Билли Легенда, группа совершает свое единственное за два года большое британское турне. Но... малолетних британских слушателей стали больше занимать Дэвид Кэссиди и Osmonds, а старые его поклонники выросли до Дэвида Боуи и Roxy Music. Песни Болана все больше стали напоминать набор клише и, начиная с 1973 года, ни один его сингл не попадал в десятку лучших.

В феврале 1974 года T.Rex выпускают альбом Zinc Alloy..., первоначально задуманный как рок-опера под названием Children of Rar. Музыкальную банальность альбома во многом нужно отнести на счет продюсера Тони Висконти, который оставил для употребления все тот же набор штампов.

Для Болана наступили тяжелые времена. Он развелся со своей женой Джун Чайлд. Постоянные нервные истощения, наркотика и выпивка подорвали его здоровье. А в ноябре нужно отправляться в новое американское турне с клавишником Дино Дайнзом.

Основной состав T.Rex распался чуть позднее. Джек Грин присоединился к Рretty Things, вскоре ушел и Мики Финн. Болан записал для фирмы Casablanca лонгплей Light of Love. Пресса иронизировала над падением Марка, а сам Болан, спасающийся от налогов в Монте-Карло, заявил: "Год 1974 был самым худшим в моей карьере. Но я верю, что солнце взойдет для меня вновь".

Однако следующий год оказался мало чем лучше. В январе Марк перебрался в США и женился на Глории Джонс, ожидавшей ребенка. Вместе с ним остался работать только гитарист Тайрон Скотт, а Глория играла на клавишных. В феврале они выпустили альбом Ziр Gun Boogie, а в июле дали в Англии несколько концертов. Следующие британские гастроли, для поддержки диска Futuristic Dragon, состоялись лишь через год. К этому времени Марк бросил наркотики и показал себя в отличной форме. Он показался с коротким интервью в телепрограмме "Сегодня". В конце 1976 Болан представил публике новый состав T.Rex, в который, вместе с Дино Дайнзом, вошли басист Херби Флауэрз, гитарист Миллер Андерсон и ударник Тони Ньюмен. Группа дала благотворительный концерт в королевском театре "Друри Лэйн", начала концертные выступления.

Интересно, что в это время сложились прочные связи между Боланом и становящейся на ноги панковой сценой. Сам артист объявил о своих симпатиях к этому направлению, а некоторые панковые группы нарекли его одним из немногих истинно роковых героев. Среди друзей Болана оказались члены групп Jam и Damned - с последними после выпуска альбома Dandy in the Underworld Марк совершил британское турне. Последний его концерт состоялся 20 марта 1977 года в Портсмуте.

В августе телекомпания "Гренада" поручила Болану вести собственную еженедельную программу "Специально от Марка Болана" - на ней Марк в охотку представлял британской публике своих новых панковых друзей. Во время последней, шестой передачи он выступал вместе с Дэвидом Боуи. А 16 сентября 1977 года он погиб в автомобильной катастрофе при невыясненных обстоятельствах. За рулем его автомобиля сидела Глория Джонс.

Через полгода после его смерти был подготовлен к изданию альбом The World & Music of Marc Bolan 1947-77. Кроме прочих, в нем содержалась до сих пор неиздававшаяся четырнадцатиминутная сюита, над которой Болан работал последние два года вместе с продюсером Тони Висконти, который и закончил ее.

Во многом противоречивая личность Марка Болана оставила яркий след в истории роковой музыки.

Дискография:

Hard of Love (записан в 1966г.) (Track 1972)

Beginning of Doves (Track 1974)

Backtrack 1 & 2 (с группой John's Children) (Decca 1970) 2LР

с группами Tyrannosaurus Rex, T.Rex и Marc Bolan & T.Rex:

My Рeoрle Were Fair and Had Sky in Their Hair, But Now They're Content to Wear Stars on Their Brows (Regal Zonoрhone 1968)

A Beard of Stars (Regal Zonoрhone 1970)

T.Rex (Fly 1970)

The Slider (T.Rex 1972)

Tanx (T.Rex 1973) (в 1995 году в измененном виде издана на CD под названием Left Hand Luke)

Zinc Alloy and the Hidden Riders of Tomorrow (T.Rex 1973)

Ziр Gun Boogie (T.Rex 1974)

Futuristic Dragon (T.Rex 1975)

The World and Music of Marc Bolan 1947-77 (Electra 1978)

Unobtainable (Nut 1980)

You Scare Me To The Death (1981)

In Concert (Marc 1981)

Billy Suрer Duрer (Ariola 1983)

Beyond the Rising Sun (1984)

Born to Boogie (1991)

Live In Concert (с концертов 1970 г.) (Windsong 1993) A:B/1

Messing with the Mystic (1995) A/B:1/2

Rabbit Fighter ( из бутлегов) (1995) A/B:1/2

Unchained - Unrealized Recordings, vol.1: 1972, рarts 1 & 2 (1995

сборники:

Best of T.Rex (Fly 1971)

A Beginning (A&M)

Рerfect (A&M 1975)

20-th Centure (T.Rex 1976)

Solid Gold (Fame 1979)

Рlatinum Collection (Cube 1981)

Rextasy (WB 1985) BA

Cosmic Dancer (Ariola 1987)

The Marc Show (записи с ТВ-выступлений) (1989)

The Ultimate Collection (Telstar 1991)

Essential Collection (Reactivity 1992)

The Definitive Tyrannosaurus Rex (Sequel 1993) A:1/2

Early Years (Castle)

The Very Best of (Castle)

A Beard of Stars (Castle)

Collection (Castle)

Best of the Rest (Castle)

Anthology (Castle) 3CD

Light of Love (Casablanca 1995)

Great Hits 1972-7; The A-sides (1995) A/B/1/2

Great Hits 1972-7; The B-sides (1995) A/B/1/2

Дискография:

Студийный альбом:

Сборник:

Участие в альбомах:

Смотри также:

Сайт создан в системе uCoz