TSK Laboratory. Home ecyclopedia of music collections.

Музыка для синтезаторов

Петер Вяхи

℗ 1989 Мелодия С60 28297 004

Петер Вяхи • 1989 • Музыка для синтезаторов

Очередная пластинка серии "Электронная музыка" представляет творчество эстонского композитора Петера Вяхи. Серьезная профессиональная подготовка, опыт работы с клавишными инструментами на эстраде, прекрасное знание музыкальной культуры Индии - все это не могло не отразиться и на творчестве П. Вяхи в области музыкальной электроники. С одной стороны, это сочинения в духе европейской классики, прежде всего эпохи барокко, как, например, открывающий программу пластинки "Реверанс" — фуга на известную тему И. С. Баха с небольшими вступлением и заключением, являющимися как бы реминисценциями прелюдий Баха. Это далеко не ученический этюд и не точная стилизация, но своего рода введение в мир той электронной музыки, которая исполняется непосредственно на клавишных инструментах, восходящих к своим праотцам, на которых играли мастера эпохи барокко. "Concerto grosso" и "Ворота" первоначально были написаны для оркестра и впервые прозвучали в исполнении Эстонского государственного симфонического оркестра под управлением П. Лилье. Но и это отнюдь не пластиковая имитация под старинную бронзу, быть может, фантастическое предположение о том, какими электронными тембрами воспользовались бы композиторы того времени, если бы вдруг ожили в век синтезаторов и магнитофонов. И вместе с тем эта музыка создана сегодня — есть в ней и неоклассицистские гармонические "шероховатости", и кинематографические "наплывы", замедления, ускорения (даже во 2-ой части "Concerto grosso" — своеобразной токкате). Особый интерес представляет цикл Петера Вяхи, воссоздающий атмосферу индийского классического музицирования; из этого цикла для пластинки мы выбрали "Вечернюю музыку". В отличие от европейской классики, в которой целое как бы прорастает из одного тематического зерна, в профессиональной музыке Востока единое целое складывается из постепенно внедряемых в сознание слушателя отдельных и на первый взгляд не связанных друг с другом звуковых образов. Не стремясь точно воспроизводить все закономерности строения индийских рага (что опять же было бы не более, чем стилизацией), эстонский композитор воссоздает условную атмосферу индийского музыкального исполнительства - импровизации: от звуков природы (в данном случае символизируемых "пением птиц") постепенно отделяются яркие звуковые "блики", силуэты, таинственные очертания. Отдельные интонации при помощи ритма постепенно образуют самостоятельные музыкальные образы. К синтезаторам присоединяются акустические инструменты - барабаны, цитра, скрипка, и снова вся ткань как бы растворяется в звуковом пространстве.

Это сочинение уже привлекло внимание музыкальной общественности. В программе Эстонского телевидения был показан телебалет "Вечерняя музыка" в постановке Тартуского академического театра "Ванемуйне". — Дмитрий Ухов.

Сайт создан в системе uCoz